Егор Ельчин: «Краудфандинг не терпит лукавства и притворства»

Никита Федоров
25 августа 2018, 00:00

На краудфандинговых платформах в России каждый день получают финансирование самые разные проекты: от научных исследований и социальных акций до бизнес-стартапов. Корреспондент «РР» узнал у руководителя «Школы краудфандинга» платформы planeta.ru Егора Ельчина, почему сбору средств нужно учиться, кто стал первопроходцем благотворительного краудфандинга и как отличить честных авторов крауд-кампаний от мошенников

из личного архива Егора Ельчина

Как родилась идея «Школы краудфандинга»?

Когда в июне 2012 года мы официально запускали planeta.ru в России, никто, включая нас самих, не знал, как краудфандинг будет здесь работать. Перед нами были примеры мировых площадок, но личного опыта не было. Поэтому первые несколько лет наша команда вместе с авторами проектов набирались опыта. К весне 2015 года мы накопили достаточно знаний, чтобы упаковать их в серию образовательных мероприятий и уберечь тех, кто задумывается о запуске крауд-проекта, от ошибок.

Как устроена «Школа»?

«Школа краудфандинга» — это различные образовательные и консультационные форматы, как оффлайн, так и онлайн. Спикеры planeta.ru провели мероприятия более чем в 60 городах России, от Камчатки до Калининграда, и даже за рубежом. На странице «Школы краудфандинга» в сети пользователям доступны записи лекций и вебинаров, а также онлайн-курс «Создай крауд-проект за 60 минут». Еще на нашем сайте можно бесплатно скачать «Практическое пособие по краудфандингу» — первый в России учебник по запуску и продвижению крауд-платформ.

У вас есть личный опыт ведения крауд-сборов?

До 2015 года я был менеджером крауд-проектов, то есть работал вместе с авторами над созданием и продвижением их кампаний по сбору средств. Все советы, которые я даю на занятиях, действительно проверены на практике.

На planeta.ru можно предельно просто и быстро запустить свой сбор. В чем тогда практический смысл «Школы?

Наполнить страницу проекта и создать действительно успешный проект — это разные вещи. На мой взгляд, самый полезный формат «Школы» — это наши трехдневные интенсивы, когда мы с авторами обсуждаем каждую составляющую их кампании и готовимся к защите перед экспертами: продумываем верстку описания, пишем сценарии видеообращений, просчитываем финансовые цели, обсуждаем список возможных вознаграждений и их стоимость, что тоже важно. Некоторые думают, что в крауд-проекте можно продавать карманные календарики по тысяче рублей за штуку — нет, так краудфандинг не работает!.. А потом авторы защищают свои проекты перед экспертной комиссией.

Как отличить настоящую крауд-кампанию от мошеннической?

Точно так же, как вы отличаете дружескую переписку от общения со взломанным аккаунтом вашего товарища. Краудфандинг не терпит лукавства и притворства. Это всегда честный и открытый диалог от человека к человеку. Чем больше «тумана» и «воды» в проекте, тем меньше ему доверяет аудитория. Краудфандинг не подходит для мошенников, потому что объективно это слишком сложный инструмент: просто запустить проект на крауд-платформе недостаточно, его надо постоянно продвигать, привлекать к нему внимание… А лишняя публичность мошенникам точно не нужна.

Как planeta.ru фильтрует сборы?

Каждый проект проходит модерацию. В нашем случае автор проекта общается с менеджером planeta.ru. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы каждый проект, запущенный на нашей платформе, был успешен, — для этого за каждым проектом мы закрепляем отдельного менеджера. В процессе его общения с автором становится понятно, реальный ли это проект и насколько автор в нем заинтересован. Существуют общие правила проектов, одобряемых к запуску. Первоначально модератор проверяет проекты именно на соответствие этим правилам. Поэтому, как бы ни желали некоторые товарищи собрать с помощью краудфандинга деньги на новый айфон, на «Планете» у них это никогда не получится — мы просто не запустим такую кампанию.

Особенно серьезно оцениваем благотворительные проекты. Иногда уставных документов и информации на сайте фондов недостаточно, тогда наши юристы запрашивают рекомендации, периодически связываются напрямую с благополучателями, если проект адресный. Были случаи, когда авторы легкомысленно подходили к реализации проекта — например, один автор планировал провести строительные работы, но даже не думал, что для этого требуется разрешение. О том, что автор вел сбор без согласования с властями, нам сообщили люди, которые случайно увидели этот проект на planeta.ru. Тогда мы закрыли проект и вернули деньги вложившимся спонсорам. Но это не мошенничество, это действительно было по незнанию.

Расскажите про особо значимые социальные проекты на planeta.ru, которые стали примером для других.

Первопроходцы благотворительного краудфандинга — Фонд помощи хосписам «Вера». Они показали, как фонды могут вести кампании по продвижению своих проектов. Свой первый крауд-проект они запустили в 2012 году, и с тех пор только на нашей платформе успешно завершили еще 75 проектов, собрав за все это время больше 13 миллионов рублей для тех, кого уже нельзя вылечить, но кому можно и нужно помогать! К тому же именно фонд «Вера» помог нам разработать документацию для работы с НКО — то есть на их примере не только другие фонды, но и мы сами учились благотворительному краудфандингу.

Что происходит, когда благотворительные крауд-проекты не собирают нужной суммы?

Здесь действуют особые условия. Благотворительные проекты могут запускать только благотворительные фонды и НКО, и только на адресную помощь. Planeta.ru не берет свою комиссию с таких проектов. Любая собранная сумма будет переведена авторам, а сам проект можно продлить неограниченное количество раз. То есть любой благотворительный проект получает собранные средства в полном объеме.

Расскажите о выпускниках вашей «Школы», которыми вы гордитесь больше всего.

Вообще каждый проект, который достиг заявленной цели — это предмет нашей гордости. Возможно, есть наша заслуга в том, что краудфандинг — это не «абракадабра», а понятный и доступный инструмент. Если автору помогли наши образовательные программы, значит, мы все делаем правильно и наш курс действительно эффективен. Если автор самостоятельно пришел к успеху, то сама специфика индустрии ему понятна. Такие люди могут поделиться своим опытом с нами. Например, в этом году мы добавили в курс встречи с авторами успешных проектов у нас в офисе. В апреле своим опытом делилась Гузель Санжапова, социальный предприниматель, которая обеспечивает уральских бабушек рабочими местами.

Что вы посоветуете тем, кто только раздумывает о краудфандинге для своего проекта?

Прежде чем запустить свой проект, побудьте в роли спонсора. Проживите с автором полный цикл краудфандинга — от финансовой поддержки к успеху крауд-кампании, ее реализации и получению вознаграждения. Это поможет вам глубже понять, каким должен быть ваш проект, как его сделать максимально привлекательным для аудитории. Ну и, конечно же, проведите основательную подготовительную работу перед запуском.