Фильмы

22 сентября 2018, 00:00
МЭНДИ Режиссер Панос Косматос С 11 октября

Красный дровосек гуляет по стране

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Как только камера начинает скользить под звуки группы King Crimson над лесами Туманных Гор (так называется первая из глав, на которые разбит фильм), становится ясно, что режиссер Панос Косматос приготовил для нас нечто особенное. Дровосек Ред Миллер (Николас Кейдж) заканчивает пилить деревья и отправляется к жене-художнице Мэнди (Андреа Райсборо) в уютный стеклянный домик посреди леса. Пара живет в гармонии и коротает часы за обсуждением планет Солнечной системы и просмотром старых хорроров. Впрочем, нежные убаюкивающие звуки гитары Роберта Фриппа и слегка заторможенная, словно подводная атмосфера не должны вводить в заблуждение — в конце концов, это же фильм с Николасом Кейджем про месть! Вскоре на Мэнди положит глаз безумный лидер культа, и дом-аквариум парочки подвергнется жестокой атаке банды инфернальных байкеров, похожих скорее на сенобитов из «Восставшего из ада». После весьма достоверно снятого ЛСД-трипа и гибели Мэнди вас ждет много красного фильтра, крупных планов перекошенного лица Кейджа, натуралистичных убийств, рева бензопил и гитарного рокота исландского композитора Йохана Иоханнссона, скончавшегося в этом году.

В том, что Косматос перенес действие в 1983 год, видится не просто дань моде на 80-е: важно помнить, что режиссер — сын Джорджа Пана Косматоса, фактически помогавшего формировать канон массового кинематографа тех лет и известного по жанровым хитам «Левиафан», «Рэмбо-2» и «Кобра». Дебют Косматоса-сына «По ту сторону черной радуги» был визуально впечатляющим упражнением в сай-фай-хорроре, больше похожим на видеоарт, чем на полноценный фильм. Его второй фильм «Мэнди» — кино более состоявшееся и во всех смыслах полнокровное.

Заручившись участием Кейджа, последние годы снимающегося исключительно в кино категории B и C, Панос Косматос попал в яблочко — более подходящего мстителя, то рыдающего от горя, то безжалостно рубящего головы, назвать сложно. Характерное переигрывание Кейджа смотрится здесь абсолютно аутентично, особенно когда он лакомится лизергиновыми запасами байкеров. Конечно, можно придраться к тому, что первая часть фильма кажется несколько заторможенной, но вторая половина более чем компенсирует размеренность ритма. У Косматоса вышел эталонный revenge-movie с потрясающим визуалом, удачными анимационными вставками в духе мультфильма «Тяжелый металл» и идеальным кровавым дровосеком Ником с очень красивым топором. Кажется, у Николаса Виндинга Рефна в жанре стильного эксплуатационного кино появился сильный конкурент.

Экстаз

Режиссер — Гаспар Ноэ

 076_rusrep_19-4.jpg

В самом начале фильма члены танцевальной труппы рассказывают о себе с телевизионного экрана, окруженного стопками книг по кинематографу и кассетами с фильмами «Голова-ластик» и «Одержимость». Все воодушевлены, скоро гастроли по Америке. После репетиции в здании посреди заснеженной глуши танцоры решают расслабиться и поболтать, пропустив стаканчик сангрии. Вот только кто-то подмешал в напиток ЛСД, и члены труппы впадают в состояние, близкое к шаманскому трансу. Многие из них находят выход из пугающей ситуации в насилии; выживут не все. Мы вроде бы наблюдаем за обдолбанными людьми со стороны, но Ноэ добивается не просто эффекта присутствия — благодаря обилию длинных планов и эпилептичной камере режиссер буквально заставляет оказаться с ними на одной волне.

Для любителей острых ощущений

Кислота

Режиссер — Александр Горчилин

 076_rusrep_19-2.jpg

Фильм — лауреат премии «Кинотавр. Дебют» и режиссерская работа актера, талантливо изобразившего Свина в «Лете» Кирилла Серебренникова, рассказывает историю двух друзей, Саши (Филипп Авдеев) и Пети (Александр Кузнецов), завсегдатаев техновечеринок, мучающихся от непонимания в семье и внутренней пустоты. Фильм замечательно стартует и мог бы стать неплохим портретом поколения, рожденного в 90-е, но, к сожалению, Горчилина слишком уж интересуют вопросы, поднятые некогда Тургеневым и Достоевским. Из-за этого «Кислота» теряет одновременно легкость и горечь и превращается в искусственный конструкт, скрипящий от собственной важности.

Для людей

Черный клановец

Режиссер — Спайк Ли

 076_rusrep_19-1.jpg

Полицейский-афроамериканец Рон (Джон Дэвид Вашингтон) по телефону договаривается вступить в Ку-Клукс-Клан, но по понятной причине поехать не может и отправляет вместо себя детектива Циммермана (Адам Драйвер). Тому, кстати, удается убедить всех в своем нееврейском происхождении. Детективы начинают догадываться о подготовке «ККК» теракта, но и клановцы держат нос по ветру. Смешная, легкая, динамичная и при этом дико пафосная в своем обличении расизма картина классика социального черного кино Спайка Ли.

Для людей

Человек на Луне

Режиссер — Дэмьен Шазелл

С 11 октября

 076_rusrep_19-3.jpg

Режиссер «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» снял байопик Нила Армстронга (Райан Гослинг), первого человека на Луне. Здесь главный герой вновь, как и в его предыдущих картинах, лезет из кожи вон ради достижения своей цели — только на этот раз таковою является «огромный прыжок для всего человечества». Обычный биографический блокбастер, очень похожий на американскую версию «Времени первых».

Для людей