Временный билет в вечность
Вы приходите в библиотеку Союза театральных деятелей РФ, берете временный читательский (впрочем, возможно, у вас есть постоянный), ковыряетесь в картотеке — и там среди карточек находите «Время, которое». Получаете у библиотекаря папку и идете «работать». Под библиотечной лампой вы станете одним зрителем одного спектакля, о котором другие посетители могут ничего не знать. Если, конечно, они будут. Но, возможно, вы окажетесь в полном одиночестве — спектакль Семена Александровского звучит в наушниках, и по задумке авторов есть только одна папка со спектаклем, который играется в часы работы библиотеки.
Отправная точка для пьесы, сочиненной драматургом Асей Волошиной — театроведом по образованию, — реальная история о том, как после ареста Мейерхольда две сотрудницы этой библиотеки спрятали за шкаф две большие папки с газетными вырезками, программками и рецензиями на спектакли Мейерхольда.
Спектакль — это два монолога 2018 и 1939 года. Фотограф Вита живет в Праге, мечтает пройти отбор для резиденции в Швейцарии — и никак не может приехать в Москву к бабушке… Приехала Вита уже на похороны. В бабушкиной квартире на Красной Пресне она находит страницу из дневника прабабушки с библиотечным шифром и выясняет, что ей слишком многое не известно о собственной семье. Вита идет в библиотеку — восполнить пробел и, возможно, сделать из семейной истории проект. В библиотеке она обнаруживает дневник своей прабабушки — правильной советской девочки, первокурсницы-театроведки, оказавшейся в лагерях. Причем тут Мейерхольд, довольно быстро становится очевидно, но сюжет пьесы закручен как детектив с неожиданной, хотя и тривиальной для своего времени развязкой.
Александровский уже работал с пространством, в котором звуки создают другую реальность. Его «Радио Таганка» вело по всему театру на Таганке и рассказывало историю спектакля «Владимир Высоцкий» (эта работа, пожалуй, больше всех рифмуется с «Время, которое); «Другой город» вел по Петербургу и одновременно по Парижу (или Амстердаму, или Венеции), а «С Чарльзом Буковски за барной стойкой» превращало посетителей бара в артистов второго плана и массовку.
В отличие от других экспериментов Александровского с наушниками и пространством, во «Время, которое» зритель почти не получает инструкций — спектакль становится воскрешением почти умершего советского жанра радиопостановки в чистом виде. Кстати, одну из эпизодических ролей — профессора-театроведа — играет Дмитрий Брусникин. «Время, которое» вышло уже после его смерти. Но слово играет тут в настоящем времени. Александровский смог перехитрить привычный ход вещей: спектакли — слишком хрупкие существа, никто не знает, сколько они проживут наверняка. «Время, которое» может жить столько, сколько живут книги в библиотеках. То есть почти вечно.
Romeo&Juliet, или Милосердная земля*
Режиссер — Люк Персеваль
Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
29/09-30/09
Текст для своего спектакля знаменитый фламандец написал самостоятельно по мотивам пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Верхюлста «Библиотекарь». По сюжету, Дезире Кордье, бывший библиотекарь, отец двоих взрослых детей, будучи в здравом уме, решает симулировать слабоумие. Делает он это с таким артистизмом, что семья определяет его в дом для больных деменцией. Там Дезире начинает жить по своему усмотрению в собственной реальности, где сначала прокручивает в голове знакомые строки из любимого Шекспира. А после обнаруживает, что в этом же доме доживает свои последние дни Роза Розендалс, его Джульетта, с которой он познакомился, когда им обоим было по семнадцать. Кстати, сам Персеваль говорит, что давно хотел поставить «Ромео и Джульетту», но ему все время мешал возраст персонажей, которые, по мнению режиссера, не могли испытывать тягу к смерти, заложенную в любви.
Для романтиков
Хочу ребенка
Режиссер — Саша Денисова
Москва, Центр им. Мейерхольда
26/09
У пьесы Сергея Третьякова была несчастливая судьба. Историю про Милду Григнау, которая хочет родить ребенка вне брака и считает брак пережитком дореволюционного прошлого, хотели ставить режиссеры Мейерхольд и Терентьев, но в итоге Главрепертком запретил постановку, назвав ее слишком радикальной, физиологической, вульгарной. В 1929 году Бертольт Брехт адаптировал пьесу для немецкого театра, но не успел ее поставить, потому что был вынужден бежать от фашистов. Саша Денисова, написавшая инсценировку и поставившая спектакль, решила воплотить замысел Мейерхольда (он хотел поставить спектакль-дискуссию, в котором зрители могли бы принимать активное участие).
Для людей, для интеллектуалов
Фестиваль моноспектаклей «Соло»
Москва, Театральный центр «На Страстном»
01/10-11/10
В афише одиннадцатого фестиваля «Соло» — одиннадцать спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Берлина, Люксембурга, Дрездена, Болоньи, Калининграда и Руана. В этот раз афишу крупные европейские театры и молодые авангардисты делят примерно поровну. Спектакль-открытие — «Жестяной барабан» театра «Берлинер ансамбль», созданного Брехтом. Еще одно событие, которое нельзя пропустить, — приезд в Москву Антона Адасинского — актера, режиссера, хореографа, ученика Вячеслава Полунина. Его «Последний клоун на земле» — это пантомима, танец, клоунада и видеоинсталляция. Премьеру сыграли в Дрездене; в Москве Адасинский покажет спектакль впервые.
Для людей
Демагог
Режиссер — Хуго Эрикссен
Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра
26/09-27/09
В честь пятилетия Новой сцены Александринки фестиваль «Александринский» перемещается на эту площадку. Там покажут гастрольные спектакли Электротеатра «Станиславский», а также премьеру спектакля «Демагог» Хуго Эрикссена (ученика Римаса Туминаса) по пьесе Кирилла Фокина.
Молодые режиссер и драматург исследуют с помощью событий Пелопонесской войны тему краха героя, борьбы за власть и выбора. Обещают искать ответ на вопрос, что же правит миром — деньги или идеология.
Для людей