Фото

6 октября 2018, 00:00

1993: когда началась война

Андрей Бабушкин/ИТАР-ТАСС

25 лет назад, 3 и 4 октября 1993 года, на улицах Москвы бушевала война. За дни кризиса погибли 157 человек и 384 были ранены. Это была короткая, но настоящая гражданская война — сторонники президента Бориса Ельцина, как и сторонники парламента, призвали народ на улицу не только для участия в демонстрациях, но и для участия в боях. Парламент призывал на борьбу с «узурпатором» Ельциным и против «антинародных реформ» — и действительно, результаты реформ уже были очевидны и плачевны. Президент и правительство призывали бороться с «красно-коричневым мятежом»; среди протестующих в самом деле были и вооруженные радикалы с весьма специфическими лозунгами.

Первые смерти в рядах демонстрантов и среди милиции ожесточили стороны до предела. Гражданам было трудно разобраться — друзья и родные могли оказаться по разные стороны баррикад; кто-то в «ополчении» Егора Гайдара успел постоять «за демократию», кто-то готов был погибнуть «за простой народ» у стен парламента. Даже авторитет патриарха Алексия II, который призывал к диалогу, не смог остановить насилие. Исход борьбы за власть решила лояльность специальных отрядов милиции и армии: они выполнили приказы Ельцина. В результате погибли не только вооруженные люди; в основном среди жертв — безоружные демонстранты, зеваки, герои, которые пытались спасти раненых. 

4 октября с расстрелом Белого дома из танков закончился период демократического романтизма, а возможно и демократии в России. Учреждения Москвы, прежде преимущественно открытые, закрылись заборами и турникетами, выставили охрану; полицейское насилие стало нормой. Гражданская война не закончилась 4 октября — «успех» применения силы в столице не позволил властям России дважды подумать, прежде чем попытаться решить силой конфликт в Чечне уже в следующем, 1994 году.