Вместо Кулябина и Фабра
Каждую осень, когда приходит пора мерзкой погоды, глинтвейна и театральных фестивалей, в фейсбуках и досужих разговорах проскальзывает примерно следующее: «А у вас нет лишнего билета на Фабра…», «А проходку на нового Кулябина поможешь найти?». Фабр и Кулябин — герои этого года и этой программы фестиваля-школы современного искусства «Территория», но вместо них можно подставить многие другие имена героев актуального театра. С одной стороны, все понятно: что до Кулябина, что до Фабра нужно долететь — в Новосибирск или в Антверпен. И даже скандал с обвинениями в домогательствах со стороны актрис Фабра и обнародованной ими схемой «соло за секс» не повлияли на случившийся чуть ли не в первый день продаж солд-аут на фабровского «Ангела смерти». По крайней мере, сообщений о том, что кто-то хочет сдать или продать билет, мне не попадалось.
С другой стороны, совершенно свободно можно найти билеты на куда более неожиданные вещи (безоценочно как конкретных фестивальных спектаклей, так и творчества Яна Фабра и Тимофея Кулябина). Например, на прогулку с швейцарским хореографом Николь Сайлер, которая покажет зрителям, как танцуют в окнах собственных квартир участники ее перформанса «Домашние танцы». Или «17 пересечений границы» — моноспектакль Тадеуша Филлипса, основанный, по его словам, исключительно на личном опыте. Там и рассказы о досмотре в аэропорту Парижа, и контрабанда фастфуда в Палестину, и эксперименты с аяуаской на Амазонке. Или соло «Мое тело выходит на свет дня» одного из самых радикальных хореографов современности, Оливье Дюбуа, изучающее память тела, занятого ежедневными тренировками.
Я же больше всего жду моноспектакль Роберта Уилсона «Лекция о ничто». Режиссер, в чьих спектаклях актеры могут становиться двухмерными картинками, лично прочитает программный текст Джона Кейджа, композитора-реформатора, создавшего партитуру тишины. Живая легенда визуального театра, исполняющая текст человека, поменявшего представление о том, что может быть музыкой, — и на это есть не самые дешевые, но билеты.
Хорошие фестивали прекрасны не только выборкой звездных имен (имя той же «Территории» — давно знак качества), но возможностью расширить свои представления о мире и театре, увидеть что-то, что, возможно, кажется неочевидным, и узнать, кого стоит увидеть в следующий раз при случае.
«МУЗЕЙ ВЫМЫСЛА I. Империя»
Режиссер — Матиас Умпьеррес
Студия Матиаса Умпьерреса в ММОМА на Гоголевском, 10
14/10-24/10
Для интеллектуалов
Аргентинец Матиас Умпьеррес, ученик и протеже выдающегося канадца Робера Лепажа, создал масштабную видеоинсталляцию по мотивам шекспировского «Макбета». Действие происходит в современной Латинской Америке, а реплики Макбета и леди Макбет произносят сам Лепаж и звезда фильмов Педро Альмодовара Анхела Молина.
Whist
Художественные руководители — Эстебан Фурми и Аои Накамура
Танцевальная компания АФЕ в ММОМА на Гоголевском, 10
14/10-22/10
Для людей
Основатели британской компании AФE Аои Накамура из Японии и Эстебан Фурми из Франции покажут спектакль, на который их вдохновили открытия Зигмунда Фрейда. Кстати, количество участников спектакля совпадает с возможным числом игроков в вист, а «Вист» (Whist) — название дома Whist House в английском городе Эшфорд, куда попадают зрители, надевающие VR-очки. При этом постановщики работают не только на поле виртуальной и дополненной реальности, но и расширяют представление о том, каким может быть физический театр.
Тристан и Изольда
Режиссер и хореограф — Сабуро Тэсигавара
Компания Karas на сцене Театра Наций (Москва)
19/10-20/10
Про любовь, для интеллектуалов
Сабуро Тэсигавара — выдающийся танцовщик и хореограф, основатель компании Karas, обладатель почетной медали императора Японии и офицер французского Ордена искусства и литературы. «Тристан и Изольда» — дуэт Тэсигавары и танцовщицы Рихоко Сато на музыку оперы Рихарда Вагнера.
Новые короткие пьесы
Хореограф — Филипп Декуфле
Театральная компания DCA на сцене театра «Русская песня» (Москва)
23/10-24/10
Для людей
Основатель театральной компании DCA известен как один из режиссеров, работавших с Цирком дю Солей. В Москву Декуфле везет цикл пластических новелл с неожиданными сюжетами. «Подобный формат характерен для многих постановок современного танца. Такие американские хореографы, как Джордж Баланчин и Мерс Каннингем, Марта Грэм и Алвин Николайс почти всегда предпочитали «модульные» вечера, составленные из коротких пьес. В более фундаментальном плане мой интерес к компактным формам связан с рок-н-роллом: эффективность и сила треков там обратно пропорциональна их длительности», — говорит хореограф.