Фильмы

3 декабря 2018, 00:00
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК Режиссер Ларс фон Триер С 6 декабря

Бревна бы делать из этих людей

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Инженер, архитектор и психопат Джек (Мэтт Диллон) подбирает на дороге болтливую женщину (Ума Турман), у которой сломалась машина, и подвозит до автомастерской, а затем, после не очень остроумного диалога, разбивает ей голову разводным ключом. Это «первый инцидент» и начало фильма Ларса фон Триера про похождения серийного убийцы в Америке, которая почему-то подозрительно похожа на Данию. Убийца не лишен чувства прекрасного — Джек хочет создать из трупов своих жертв, которые он хранит в морозильнике вместе с пиццей, настоящий памятник зодчества. Картина разбита на главы, по количеству инцидентов; каждая сопровождается пространными тирадами, экскурсами в историю и искусство, которыми Джек грузит своего очевидно скучающего спутника. В качестве иллюстраций иногда используются кадры из фильмов Триера, а спутник, между прочим, — дантовский Вергилий (Бруно Ганц), ведущий нашего героя в ад.

Довольно быстро становится очевидно, что Джек с его мизогинией, обсессивно-компульсивным расстройством и неуверенностью в себе — альтер-эго режиссера. Ларс фон Триер заявляет устами Джека, что все бабы — дуры, люди плевать хотели друг на друга, а Освенцим — такое же произведение искусства, как и Сикстинская капелла. По сути, это похоже на коктейль из мизантропических монологов героев Лотреамона, Луи-Фердинанда Селина и Габриэль Витткоп. Вот только и многословие Джека, и творимые в кадре зверства настолько искусственны и вымученны, что просмотр 150-минутного фильма превращается в серьезное испытание. Все убитые персонажи (большинство из них, конечно, женщины) абсолютно картонны, схематичны и, да, тупы. Потуги на юмор иначе как жалкими не назовешь. Детям стреляют в голову, Райли Кио отрезают груди, а утенку — лапку. При желании можно разглядеть цитаты из «Человеческой многоножки» и сериала «Ганнибал». В финале режиссер продемонстрирует ожившие гравюры Доре, но к этому моменту всем уже станет все равно.

Проблема последнего фильма Триера — не в дурновкусии и эпатаже, которые так возмутили тонко чувствующих каннских зрителей, что они устроили массовый исход из зала во время премьеры. В конце концов, если вспомнить классику жанра, от «Маньяка» до «Американского психопата», от «Молчания ягнят» до «Семи», то в каждом из них хватало жестоких, шокирующих сцен. Но все они были интересны в первую очередь возможностью заглянуть в голову маньяка, попытаться осмыслить его извращенную логику. «Дом, который построил Джек» не дарит такой возможности. Вместо этого нас заставляют провести два с половиной часа в голове фон Триера, и этот вынужденный сеанс психоанализа не то чтобы пугает или тревожит — увы, он попросту утомителен.

Братья Систерз

для людей

Режиссер Жак Одиар

 076_rusrep_24-3.jpg

Братья Систерз — легендарные охотники за головами. Младший, Чарли (Хоакин Феникс) — лихой прирожденный убийца и пьяница. Старший, Илай (Джон Си Райли), хоть и может легко пристрелить человека, не расстается с шалью, которую подарила ему девушка, и подумывает об открытии магазинчика. Однажды безжалостный Командор (Рутгер Хауэр) посылает их за якобы ограбившим его человеком, химиком Херманном Кермитом Вормом (Риз Ахмед). Вот только братья, проехав через весь штат Орегон и добравшись до беглеца, не знают, как с ним поступить — ведь Ворм уверяет, что изобрел способ находить золотые жилы на дне ручьев. Первый англоязычный фильм Жака Одиара («Пророк»), снятый в Румынии и Испании, поставлен по забавному и жесткому дебюту Патрика Девитта и довольно сильно отличается от книги теплом интонации, отсутствием кровавых деталей и более оптимистичным финалом. У французского режиссера получился чуть сказочный вестерн с небрежно смонтированными перестрелками и хорошим актерским составом — о том, что мечты превращаются в прах, но семейные узы все же оказываются сильнее дурной крови.

Мне по кайфу!

для желающих поржать

Режиссеры Бенуа Делепин, Гюстав Керверн

 076_rusrep_24-2.jpg

Жак (Жан Дюжарден), которому скоро исполнится 50 лет, ни дня не проработал в жизни честно. Однажды он в халате и тапочках сбегает из отеля, не заплатив за номер, и заявляется после долгого отсутствия к сестре (Иоланда Моро), менеджеру Emmaus — благотворительной коммуны для бездомных. У него есть идея, как разбогатеть: надо уговорить всех несчастных и некрасивых жителей коммуны сделать пластические операции и для этого отвезти их в Болгарию, потому что там это стоит намного дешевле. Правда, весь стартовый капитал Жак потратил на визитки, так что придется продавать запчасти своей машины. На удивление добрая и благостная комедия парочки Делепина и Керверна, всегда отличавшейся абсурдистскими и довольно едкими фарсами («Луиза-Мишель», «Последний Мамонт Франции»). Впрочем, смешных шуток и здесь хватает, а Дюжарден в несколько неожиданной роли горе-бизнесмена излучает обаяние.

Идеальная западня

для любителей острых ощущений

Режиссер Джордж Рэтлифф

 076_rusrep_24-4.jpg

Переживающие кризис в отношениях Брайан (Аарон Пол) и Кэсси (Эмили Ратаковски) снимают роскошную виллу в солнечной Тоскане. Там Кэсси становится объектом повышенного внимания живущего по соседству Федерико (Риккардо Скамарчо, злодей из «Джона Уика 2»), который, кроме того, наблюдает за парой через установленные в доме камеры. Банальный триллер играет на главном американском страхе перед «домашним вторжением», да еще и в чужой стране, и выделяется из череды ему подобных разве что сеттингом. Анемичный Пол и знойная Ратаковски тоже погоды не делают.

Хрусталь

для интеллектуалов

Режиссер Дарья Жук

 076_rusrep_24-1.jpg

96-й год, Минск. Диджей Веля (Алина Насибуллина) грезит о свободе и отчаянно хочет уехать в Америку, в Чикаго, где играют правильную музыку. Она подделывает справку с места работы для посольства и указывает там липовый телефон. Теперь поклонница чикагского хауса вынуждена ехать в поселок Хрустальный, где люди готовятся к свадьбе, пьют водку и глушат рыбу динамитом, и погружаться в ту самую родную хтонь, от которой она так хочет убежать. Яркий, цветастый, но безрадостный дебют молодого режиссера Дарьи Жук — первый фильм из Беларуси, претендующий на «Оскар», — оставляет странное впечатление. Очевидно, что выросло уже поколение режиссеров, ностальгирующих по 90-м, но снимать кино про то, как все в стране было плохо и «никогда не изменится», в духе «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», кажется сомнительным художественным решением.