Королевство кривых зеркал
Начало XVIII века. Англия воюет с Францией. На престоле восседает королева Анна Стюарт (Оливия Колман), страдающая от подагры и депрессии. Муж Георг Датский скончался уже давно, Семнадцать детей умерли при рождении или в младенчестве, и теперь королевская опочивальня заставлена клетками с кроликами. Их тоже семнадцать. У Анны есть фаворитка и любовница Сара (Рэйчел Вайс), герцогиня Мальборо, которая решает за нее вопросы государственной важности и не очень любит кроликов. Из провинции приезжает кузина Сары — Эбигейл (Эмма Стоун), тоже дама знатного рода, некогда проданная в жены разорившимся картежником-отцом и теперь ищущая места при дворе. Она кротка, послушна, готова к самой грязной работе — неожиданно для всех у нее получается втереться в доверие к королеве. И вот уже она делит с Анной постель и плетет интриги против герцогини Мальборо вместе с лордом Робертом Харли (Николас Холт), главным врагом Сары и противником войны с французами. Ко всему прочему Эбигейл знает, как изготовить из трав целительное снадобье или ядовитое зелье.
После мертворожденной притчи «Убийство священного оленя» грек Йоргос Лантимос вспомнил о присущем ему абсурдистском чувстве юмора. Хотя «Фаворитка» — это костюмно-историческая драма об интригах и борьбе за власть, фильм не сильно отличается от ранних работ режиссера: «Клыка» и «Лобстера». Внешнее сходство с «Барри Линдоном» Кубрика и «Контрактом рисовальщика» Гринуэя не должно вводить в заблуждение (отдельное спасибо оператору Робби Райану) — это вполне современное, едкое, циничное и очень смешное кино, где каждый за себя, а бог против всех. Особо стоит отметить игру всех трех исполнительниц главных ролей. И если у Колман и Вайс уже был опыт работы в костюмном кино, то у Стоун это дебют и, пожалуй, идеальное попадание в образ. Такой хитрой гадины в ее фильмографии еще не было.
Фильм снят по оригинальному сценарию Деборы Дэвис и Тони Макнамары, но от литературных аллюзий никуда не деться. Это и Уильям Теккерей, и Джонатан Свифт, которого, кстати, упоминают в разговоре, и, конечно, «Алиса в Стране чудес» с ее волшебным кроликом. Вот только погоня Эбигейл за кроликом не приносит ей счастья: подвинув кузину и став фавориткой, она оказывается скорее в сложном, чем в завидном положении. Впрочем, как говорится, каждый сам кузнец своего счастья, и под конец жалеть уже никого не хочется. В этом и заключается безусловная сила фильма.
«Алита: боевой ангел»
Режиссер Роберт Родригес
С 14 февраля
XXVI век, 300 лет после Великой войны с марсианами. Доктор Дисон Идо (Кристоф Вальц) находит на свалке киборга Алиту (Роза Салазар) и возвращает ее к жизни. Оказывается, она не только очаровательная девушка, но и боевой робот, способный убивать злых собратьев и играть в жестокую игру с мячом, явно отсылающую к фильму «Роллербол» Нормана Джуисона. Теперь злодеи (модный Махершала Али и Дженнифер Коннелли) не дадут ей спать спокойно.
Упор на CGI смущать не должен: в конце концов, это проект Джеймса Кэмерона, который ненадолго, надеемся, отвлекся на бесконечные продолжения «Аватара» и вручил режиссерские бразды Роберту Родригесу. Режиссер «Десперадо» и «Детей шпионов» не то чтобы вложил в фильм частичку себя, но сделал задорный и зрелищный сай-фай-боевик для подростков. Отчасти эта экранизация манги Юкито Кисиро — кино о взрослении рисованной девушки-робота, но упор, конечно, Родригес делает на драки, похожие на лучшие экшн-эпизоды «Матрицы». Да и гонки Алиты на роликах за мячом смотрятся как минимум захватывающе. Пожалуй, один из самых зрелищных фильмов будущего года многим обязан прорисованному лицу Розы Салазар: настолько милого и женственного киборга в кино мы точно еще не видели.
«Русский бес»
Режиссер Григорий Константинопольский
С 31 января
Дизайнер Святослав Иванов (Иван Макаревич) влюблен в Асю (Любовь Аксенова) и решает привлечь ее внимание, открыв собственный модный ресторан «Русский бес». Увы, все идет не совсем так, как хотелось бы: у Святослава появляется загадочный враг, который портит ему жизнь. А невеста не хочет спать с ним до свадьбы. Константинопольский снимает не так уж часто, но всякий раз как минимум удивляет. На этот раз он соединил сюжетную линию из «Американского психопата» и романов Достоевского с эстетикой криминального кино 90-х. Получился кровавый гиньоль, сочетающий насилие и расчлененку с кэмпом и черным юмором.
«Наркокурьер»
Режиссер Клинт Иствуд
С 28 февраля
90-летний ветеран Второй мировой должен доставить в Мексику груз кокаина на сумму 3 миллиона долларов. Великий «грязный Гарри» и «человек без имени» снова в седле. Клинт Иствуд, некогда заявивший, что больше никогда не вернется в кино в качестве актера, таки взялся за старое — в том числе за огнестрельное оружие. В картине также снялись Брэдли Купер, Майкл Пенья и Лоренс Фишберн — в общем, Клинт выбрал не самую плохую компанию. Кажется, фильму «Убийца» с Бенисио дель Торо придется немного подвинуться.
«Рокетмен»
Режиссер Декстер Флетчер
С 16 мая
Байопик одного из самых знаменитых ныне живущих поп-исполнителей Реджинальда Дуайта, более известного как сэр Элтон Джон. Режиссер и актер Декстер Флетчер, снявший в этом году «Богемскую рапсодию», в новом фильме обещает больше фантазийных элементов и музыкальных номеров. Да и на звезду Kingsman Тэрона Эджертона в роли молодого исполнителя песен про дорогу из желтого кирпича и рокетмена будет как минимум интересно посмотреть.
«Джокер»
Режиссер Тодд Филлипс
С 3 октября
Начало истории Джокера — неудачливого комика Артура Флека (Хоакин Феникс) который ухаживает за своей мамой (Фрэнсис Конрой) и пытается вернуться к профессии юмориста. Оказывается, Флеки как-то связаны с Уэйнами, богатейшей семьей Готэма. Действие происходит в 1980-х, Готэм подозрительно похож на Нью-Йорк, продюсером выступил Мартин Скорсезе — ассоциации с «Королем комедии» более чем оправданны. Тем более что Роберт Де Ниро играет здесь одну из главных ролей. Явно заслуживающий внимания спин-офф франшизы DC Comics, который не должен быть похож на обычный кинокомиксовый карнавал.
«Почему мы креативны?»
Режиссер Герман Васке
С 13 декабря
84 минуты
Однажды работник рекламного агентства Герман Васке принял решение путешествовать по миру со съемочной группой, встречаться с ключевыми фигурами культуры, науки и политики и задавать им вопрос: «Почему вы креативны?» Проект растянулся на 30 лет, список опрошенных Васке людей разросся до неприличных размеров. Тем обиднее, что в итоге в фильм не попало так много заявленных звезд, от Денниса Хоппера и Мела Гибсона до Дэйва Стюарта из Eurythmics. Впрочем, и купированная версия смотрится вполне увлекательно. Не так уж важен ответ, который в основном сводится к трем вариантам: «не умею жить иначе», «все мы рождаемся одинаково креативными» и «мне всегда нравилось нарушать запреты». Намного интересней наблюдать за приятными по большей части и талантливыми людьми, подмечая, что Квентин Тарантино напряжен, Дэвид Линч расслаблен, а Джордж Буш-старший просто не понимает вопроса. Да и откровения Расса Мейера и Марины Абрамович оправдывают любое количество схожих ответов.
«Счастливый Лазарь»
Режиссер Аличе Рорвахер
С 13 декабря
125 минут
История паренька Лазаро из крошечной деревушки Инвиолата, где время остановилось, а крестьяне являются, по сути, рабами мифической маркизы де Луны. После падения с обрыва юноша приходит в себя четверть века спустя и отправляется на поиски семьи. Времена изменились, его сверстники постарели, но проблемы остались теми же. Только теперь место маркизы-эксплуататорши заняла банковская система. Третья картина Аличе Рорвахер — это притча, обличающая социальную несправедливость в сказочной форме и напоминающая одновременно картины Витторио де Сики и «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова.
«Воспитательница»
Режиссер Сара Коланджело
С 20 декабря
96 минут
Сорокалетняя Лиза (Мэгги Джилленхол) работает воспитательницей в детском саду. Однажды она открывает у одного из своих пятилетних подопечных невероятный поэтический дар — талант, который так и не смогла развить в собственных детях. Лиза даже выдает пару его стихотворений за свои на поэтических курсах (их, кстати, ведет Гаэль Гарсия Берналь). А потом решает спасти мальчика от примитивно мыслящего отца и взрастить в нем поэта, чем ставит под удар свою карьеру и жизнь. Замечательная игра Джилленхол, которая в своей одержимости идеей «ковки таланта» становится опасной и в то же время вызывает сочувствие, — главное, ради чего стоит смотреть этот ремейк одноименного израильского фильма 2014 года.
«Стекло»
Режиссер М. Найт Шьямалан
С 19 января
В 2000 году, когда Шьямалан выпустил «Неуязвимого», мода на экранизации комиксов и супергероев еще не пришла. Потому фильм и собрал в прокате приблизительно треть того, что принесло студии «Шестое чувство». Однако теперь впору говорить о вселенной Шьямалана: в картине «Стекло» нас встречают герои Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона из «Неуязвимого», также психопат-харизматик Кевин из «Сплита» (в новом фильме, правда, у Джеймса Макэвоя 21, а не 23 личности). Теперь все они находятся в психиатрической лечебнице, где их мучает вопросами лечащий врач (Сара Полсон). Учитывая, что Макэвой известен по роли молодого доктора Ксавьера из «Людей Икс», а психбольница использовалась в качестве сеттинга в сериале про супергероя-шизофреника «Легион», от ассоциаций с комиксами никуда не спрятаться.