Год срачей и самокопаний
Будем откровенны, наблюдение за русским литературным процессом — не самое увлекательное в мире занятие. Здесь редко бывает что-то действительно интересное, здесь или спячка, или все со всеми вяло ругаются. Последний год стоял особняком: весь 2018-й писатели, критики, издатели и читатели ругались друг с другом. Едва ли не месяц спорили вокруг вышедшей почти два года назад книги Анны Старобинец «Посмотри на него». Можно ли откровенно описывать свою собственную трагедию? А можно ли критиковать тех, кто откровенно описывает свою трагедию? И если да, то как? В августе состоялся многосерийный бой между критиком Галиной Юзефович и армией фантастов. Фантастам не понравилось, что Юзефович говорила о состоянии их отрасли. Совсем недавно у старых диссидентов возникли претензии к писателю Олегу Радзинскому и его мемуарной книге «Случайные жизни». Его обвинили в том, что когда-то он сдал своих товарищей КГБ. Можно ли после этого, спустя 30 лет, читать его книгу и восхищаться? Это я отметил только самые главные литературные срачи. Если что, срач — вполне устоявшийся термин, обозначающий бурную дискуссию в соцсетях. Понятие не новое, но литература до сей поры была пространством более тихим. В руках литераторов, людей, профессионально владеющих словом и наделенных чувствительной натурой, срач оказался опасным оружием. Опасным для них самих в первую очередь. Такого высокого градуса дискуссии вместе с крайне низким уровнем академичности у нас, в нашей скучной отрасли, не было давно. В остальном же этот год войдет в историю как год, когда писатели, а вслед за ними и читатели, увлеклись копанием в собственной памяти. Срачи и память — ключевые слова уходящего года.
Алексей Сальников Опосредованно
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Для людей
Для интеллектуалов
Хотя федеральные просторы узнали о существовании уральского поэта и прозаика Алексея Сальникова еще в позапрошлом году, именно 2018-й стал его годом. «Петровы в гриппе и вокруг него» разошлись неплохим для России тиражом; роман удостоился одной из номинации «НОСа» и «Национального бестселлера», книгу читали, книгу хвалили, книгу ругали (меньшинство). Потом обсуждали другой роман Сальникова, «Отдел», который был написан раньше, а вышел позже. И вот в начале 2019 года нам обещают новый роман, который уже можно в урезанной версии найти в интернете и который кажется своеобразным ответом на книгу Гузель Яхиной «Дети мои».
Юджин Роган Арабы
Издательство «Альпина нон-фикшн»
Для интеллектуалов
Роган — известный английский арабист. Его «Арабы» — это объемный труд, в котором речь идет про историю различных арабских народов, от завоевания большей части арабских земель Османской империей и до наших дней. Книга должна выйти на русском языке в марте-апреле; из нее можно будет узнать, как зародились проблемы арабского мира, из-за которых этот регион до сих пор остается зоной нестабильности и проблем в первую очередь для самих жителей этого региона.
Джонатан Коу Срединная Англия
Издательство «Фантом Пресс»
Для интеллектуалов
Для любителей поржать
Джонатан Коу, один из самых ехидных современных британских писателей (есть еще Тибор Фишер, но у него более прямой юмор), написал роман о брекзите. Это продолжение дилогии «Клуб ракалий» и «Круг замкнулся». Книга выйдет в январе-феврале, и будьте уверены, Коу не пощадит никого — ни лейбористов, ни консерваторов, ни евроскептиков, ни еврооптимистов.
Андрей Рубанов Финист Ясный Сокол
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Для людей
Новый роман Андрея Рубанова, самого брутального писателя в современной российской литературе. Он начинал с автобиографической повести «Сажайте и вырастет» о своем тюремном опыте, попробовал себя в апокалиптической фантастике («Живая земля»), ушел в сценарии («Викинг» и «Мурка»), вернулся в полуавтобиографическую литературу с «Патриотом», а на новом витке творчества написал что-то между славянским фэнтези и историческим романом.