Театральная территория
Как сделать фестиваль современного искусства подальше от столиц? Привезти спектакли — современного танца, модной труппы, визуального театра, детский, из музыкальных хитов. Позвать лекторов: театральных критиков и практиков. Собрать студентов из окрестностей. Устроить читки новых пьес — победителей конкурса «Кульминация». Добавить выставку — такую, что москвичи позавидуют. Вуаля, можно ехать. Да, пункт назначения лучше выбрать подальше — чтобы от искусства отвлекала только природа безумной красоты.
Схема не умозрительная, ровно ею воспользовались организаторы фестиваля «Территория. Сахалин», который прошел в декабре в Южно-Сахалинске. Похожую схему опробовали также в Магадане и Красноярске. Меняются переменные — суть остается. На Сахалине переменные были такие.
«Провинциальные танцы» Татьяны Багановой из Екатеринбурга — легенды отечественного современного танца, «русской Пины Бауш». «Не про это» по Маяковскому от новых брусникинцев в постановке Дмитрия Мелкина. Шесть поэтов и шесть муз выясняют, как сегодня может звучать Маяковский. За этой труппой стоит последить, а спектакль — увидеть. «Aлиsa» режиссера Даниила Ахмедова — боже, как на нее ломилась Москва, когда спектакль привозили на «Золотую маску»! Это спектакль-сон, кроличья нора, волшебство родом из Красноярского ТЮЗа. «Грозагроза» — хит Театра наций с Юлией Пересильд в роли Катерины. Детская «Сказка, которая не была написана», где можно узнать, как выглядит техника объемного театра теней, и почувствовать себя ребенком. «В гостях. Европа» — спектакль, который играют в квартирах, от главных героев европейской постдрамы Rimini Protokoll и самой «Территории-2016». Концерт «Геликон-оперы» с хитами о любви — для тех, кому хочется проветрить голову. И залакировать моноспектаклями: Авангарда Леонтьева по Чехову и Дмитрия Сердюка по Бродскому.
Программе завидуют Москва и Питер — налицо один из главных трендов этого года: пока в столицах небезосновательно жалуются на нехватку воздуха, за кислородом едут подальше, чем в глушь и Саратов. Едут не только более транспортабельные режиссеры и художники. Едут фестивали. В следующем году собираются продолжить. Чем не идея для развития внутреннего туризма?
АЙ ФАК. Трагедия
Режиссер: Константин Богомолов
Москва, Москва-Сити, башня «Меркурий»
Декабрь 2018-го — март 2019-го
Сайт-специфик-спектакль Константина Богомолова по одному из самых громких романов прошлого года — iPhuck 10 Виктора Пелевина. Три сюжетные линии: человек и искусственный интеллект, маргинализация секса и «гипсовое» искусство XXI века как великая ценность. Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов и актеры Мастерской Брусникина. Сценография от постоянного соавтора Богомолова художницы Ларисы Ломакиной с галереей «гипсового» искусства — реальными арт-объектами. Очень дорогие билеты.
Для интеллектуалов
Стиляги
Режиссер: Алексей Франдетти
Москва, Театр наций
22.02–28.02
Одна из самых ожидаемых премьер Театра наций. «Стиляг» предложил поставить Евгений Миронов, кастинг шел полгода — на конкурс прислали порядка 2500 анкет, а на пробы к режиссеру Алексею Франдетти приехали около 400 актеров. Спектакль ставят по мотивам повести Юрия Короткова, буквально повторять фильм Тодоровского не собираются. Как сказал сам Франдетти в одном из интервью, «получить права на мюзикл Уэббера проще и дешевле, чем на сюжет российского кино».
Для романтиков
Обломов
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Москва, Театр им. Вл. Маяковского
20.12–22.12, 30.12, 07.01, 18.01, 31.01
О том, что худрук Маяковки ставит «Обломова», тоже говорили давно. В спектакле Карбаускиса (он же выступил и автором инсценировки) Штольц появится лишь на пару секунд, а противостояние развернется между Обломовым и Ольгой. Обломова сыграет Вячеслав Ковалев, обладатель «Золотой маски» за главную роль в «Изгнании», прошлой постановке Карбаускиса на сцене Маяковки.
Для людей
Один день в Макондо
Режиссер: Егор Перегудов
Москва, Студия театрального искусства
22.12, 23.12, 05.01, 13.01, 27.01
О спектакле выпускников ГИТИСа по роману Маркеса «Сто лет одиночества» по театральной Москве ходили слухи — говорили, что в 39-й аудитории играют что-то невероятное. Видел это «невероятное» мало кто: спектакль идет целый день. И вот из дипломного спектакля студентов режиссерского курса Сергея Женовача, импровизаций и этюдов выросла премьера. Обещают живую музыку, акробатику, танцы, аутентичный обед в латиноамериканском духе. Тайминг впечатляет: первая часть длится почти четыре часа, затем обед — два часа и вторая часть — еще три часа. В стоимость обеда билет на спектакль не входит, записываться на обед надо заранее.