Изабель Шассе: «Поезд — это место историй»

Олеся Остапчук
28 января 2019, 00:00

До 9 февраля в Московском театре мюзикла — премьерные показы спектакля «Пассажиры» канадского театра-цирка «7 пальцев» (The 7 Fingers). «Русский репортер» поговорил с режиссером и сооснователем прославленного коллектива Изабель Шассе о поездах и цирковых номерах, которых еще не было

из архива пресс-службы
Читайте Monocle.ru в

Как цирковому режиссеру пришла в голову идея спектакля о поезде?

Для автора идеи и режиссера спектакля Шены Кэрролл был важен перекрестный драматизм, который рождает эта задумка. Здесь много пересечений материального и нематериального. Сплетены воедино движение и статичность: поезд движется, но ты в нем недвижим. А еще поезд — это место историй. Скажем, один пассажир безумно счастлив, потому что отправился в долгожданное путешествие: он постоянно открывает для себя что-то новое, жаждет приключений. Другой, наоборот, отнюдь не рад своей, возможно, вынужденной поездке: он покидает какое-то дорогое ему место, оставляет любимых людей, сталкивается с одиночеством. Для нас было очень важно показать, что у каждого героя свое отношение к путешествию.

А у вас случались интересные истории, когда вы сами ездили на поезде?

Мой отец живет в 10 часах езды от Монреаля. Сейчас железная дорога там не работает, но несколько лет назад я еще ездила к папе поездом — в таких старых вагонах. На этом поезде нужно было ехать всю ночь, иногда я просыпалась и не понимала, в каком времени нахожусь: в XXI веке или умчалась на сто лет назад? А покачивание во время движения напоминало мне, как мать укачивает на руках своего ребенка. Все это будто переносит тебя на машине времени. Очень странное чувство. Кстати, когда мы создавали спектакль, мы тоже просили актеров вспомнить какие-то личные истории о путешествии на поезде.

Значит в спектакле представлены реальные случаи из жизни актеров?

Нет, скорее, их ощущения.

Ваши «Пассажиры» — это современный театр или современный цирк?

Современный цирк, но очень театральный! Только это в большей степени физический театр, в «Пассажирах» много современной хореографии. Энергетически спектакль очень затратный для актеров.

Как вы их искали?

Некоторые из наших ребят только в июне окончили Монреальскую национальную цирковую школу, и мы их взяли. Других отбирали по видео, еще был очный кастинг.

В спектакле есть что-то принципиально новое для труппы «7 пальцев»?

Да, и в немалом объеме! Например, впервые в спектакле, на театральной сцене, присутствует жанр «эквилибр на проволоке». Для этого номера мы разработали уникальную конструкцию с натянутым канатом, которая не требует никаких дополнительных креплений к сцене. Это новое слово в цирковом оборудовании не только для нас, но и для циркового мира в целом. Кроме того, последние несколько лет Шена придумывала номер, который соединил бы жанры «силовая пара» и «парная трапеция». В силовой паре два акробата выполняют трюки на полу, а в парной трапеции, соответственно, два артиста показывают номер на трапеции. В нашем же варианте эти жанры переплетены, и артистка (в цирке ее называют «верхняя») перелетает с трапеции в руки акробатов на полу и обратно. Это новое слово в цирковом искусстве, такие номера существуют не более пяти лет. В спектакле «7 пальцев» этот прием используется впервые.

Какая роль у видеоряда в вашем шоу?

Это декорации. Особенно в той части, где персонажи засыпают. Это часть пейзажа. Кажется, что он нам ни о чем не повествует, но создает определенное настроение.

Какой из номеров наиболее символичен, на ваш взгляд?

Наш спектакль пропитан символизмом. В разное время поезд напоминает разные ситуации из нашей жизни. Сначала действие происходит на платформе, где каждый сам себе хозяин, сам может выбрать траекторию своего движения. Потом сюжет перемещается в поезд: здесь ты уже не настолько самостоятелен, ты от многого зависишь, зато есть время подумать, предаться воспоминаниям. А потом мы засыпаем. И во сне с нами может произойти все что угодно. В этот момент мы и в поезде, и на поезде, и на природе… А в результате, какими бы разными мы ни были, все мы приходим к одному итогу — прибываем на станцию.