- Чем занимается проект Vaccine Confidence?
- Будучи научно-исследовательской группой, мы изучаем причины различного отношения к вакцинам, анализируя и прислушиваясь к мнениям общественности. Мы слушаем и изучаем мнения о вакцинах, мониторим отношение населения к программам иммунизации и обнаруживаем проблемы недоверия на ранней стадии. На основе наших данных создаются программы реагирования.
- В каких случаях вакцинация необходима и в каких - опасна?
- Научные данные показывают, что вакцинация является безопасным и эффективным способом профилактики заболеваний. Она была признана одной из наиболее эффективных мер общественного здравоохранения в XXI веке. Вакцины проходят наиболее тщательное тестирование среди всех типов лекарств. Таким образом удается добиться безопасности и эффективности препаратов. ВОЗ рекомендует вакцинацию не только детям, но и группам высокого риска – например, пожилым людям. У них ослаблен иммунитет, и инфекция поражает их сильнее и тяжелее, чем детей. Также это взрослые с хроническими заболеваниями, беременные женщины, медицинские работники и другие группы риска. Все крупные научные учреждения рекомендуют вакцинацию, за исключением определенных случаев - тяжелых аллергий или людей с ослабленным иммунитетом.
- Отказ от вакцинации – это только страх перед последствиями? Есть ли более глубинные причины?
- Одни озабочены безопасностью вакцин, другие – эффективностью. Также причинами могут быть религиозные убеждения или идеологии, недоверие к государственному здравоохранению и отношение к медицинским работникам в целом. Теории заговора тоже могут играют важную роль. К примеру, во Франции отношение к вакцинам напрямую связано с недоверием к системе здравоохранения. Кроме того, некоторые могут испытывать недоверие к государственной системе. Например, в Италии, где движение против вакцинации усиливается , а с ним и число случаев заболевания корью, был принят закон об обязательной вакцинации детей. Не привитым запрещалось посещать школу. Таким был ответ правительства на падение уровня вакцинации. Многие отрицательно отреагировали на такой закон, утверждая, что он был навязан. А потом прошли выборы, и новый состав правительства быстро отложило принятие закона до 2020 года.
- Как часто в других странах вы встречаете отказ от вакцинации? К чему подобное отношение ведет?
- Недоверие к вакцинам существует во многих странах, и их количество растет. Существуют самые разные опасения, и в каждой стране они свои. Иногда вакцины бойкотируют по религиозным соображениям. Как, например, вакцинy против полиомиелита в Нигерии. Бывают опасения по поводу непроверенных побочных эффектов. Так, вакцина против ВПЧ вызывала беспокойство у населения Японии, поскольку несколько девочек сообщали об обмороках после вакцинации. Связь обмороков с вакциной так и не была доказана, но все же вызвала страх перед препаратом. Другой пример недоверия, приведший к фатальным последствиям - это недавний бойкот испытаний вакцины против вируса лихорадки Эбола. Группе быстрого реагирования «Врачей без границ» пришлось прекратить работу в эпицентре эпидемии Эбола в Демократической Республике Конго. Такое решение приняли после двух нападений, в результате которых были сожжены два медицинских центра. Эффект от недоверия к вакцинам всегда один: растет число заразившихся болезнью, которую можно было предотвратить с помощью прививок. Именно поэтому так важно понимать, что заставляет людей отказываться от необходимой вакцинации, чтобы своевременно реагировать на текущие и будущие эпидемии.
- К чему приводит отказ от прививок?
- Когда охват вакцинацией среди населения уменьшается, снижается «коллективный иммунитет» - необходимый уровень вакцинированного населения, предотвращающий эпидемиологическую ситуацию. Например, сейчас мы повсеместно сталкиваемся со вспышками кори и других детских болезней. Мы наблюдаем настоящий парадокс: болезни, которые были практически полностью побеждены, возвращаются из-за снижения уровня иммунизации. В 2010 году в Калифорнии было зарегистрировано 9 120 случаев коклюша - больше, чем за любой год с момента появления вакцины от коклюша в 1940-х годах. Одна из крупнейших вспышек кори в Европе началась в 2017/18 годах. Сейчас зарегистрированы случаи заболевания во многих странах, включая Канаду, США, Филиппины. Растет тревожная статистика и в России - в Москве, Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецком округе. В этих регионах фиксируются вспышки кори и острая эпидемиологическая ситуация.
- С какими самыми необычными страхами в отношении вакцин вы, как организация, сталкивались?
- В 2016 проект Vaccine Confidence проводил исследование в 67 странах мира. Мы изучали отношение людей, в том числе работников здравоохранения, к вакцинам. Оказалось, что в Европе самая низкая в мире уверенность в безопасности вакцин. Но речь идет не только о побочных эффектах. Иногда люди не понимают, зачем нужно прививаться, или верят в теорию заговора. Например, некоторые боятся, что под видом вакцинации производится стерилизация женщин. Люди думают, что развитые страны якобы испытывают вакцины в развивающихся странах. Эти опасения не имеют научной основы. Их можно наблюдать в разных странах, в том числе и в России. Существует еще один распространенный и беспочвенный страх – о связи вакцинации с аутизмом. Этот миф возник, когда британский хирург Эндрю Уэйкфилд опубликовал статью, в которой ошибочно связал прививки и аутизм у британских детей. Статья была вскоре полностью дискредитирована из-за серьезных процедурных нарушений, нераскрытой финансовой заинтересованности, конфликтов интересов и этических нарушений. Эндрю Уэйкфилд потерял свою медицинскую лицензию, а статья была отозвана из журнала. Сам же миф циркулирует по сей день в интернете и является живым поводом для дискуссий.
- Возрастает ли число людей, негативно настроенных по отношению к вакцинам?
- Оно действительно растет, и в цифровую эпоху мнения о вакцинации наиболее быстро распространяются в интернете. В социальных сетях люди делятся слухами и мифами – такими, как вышеупомянутая работа Эндрю Уэйкфилда, связавшая вакцинацию с аутизмом. Миф был быстро развенчан по средствам многочисленных научных исследований, доказывавших, что нет никакой связи между аутизмом и вакцинами. Однако люди все еще читают эту статью и материалы, основанные на ней. Этот миф все еще имеет значительное влияние на людей и остается одним из главных аргументов против вакцин.
- Каким образом можно убедить людей делать прививки?
- Я считаю, что образование и доступность доказательной научной информации важны так же, как и качественное образование врачей. Это позволяет медикам своевременно и эффективно отвечать на вопросы пациентов о вакцинах. В России врачи и родители создали уникальную нишу в сфере ликбеза населения на тему здоровья. Например, это веб-ресурсы «Я.Привит» и «О прививках без истерик». Авторы ведут их самостоятельно, без влияния или поддержки со стороны правительства и других источников финансирования. Это позволяет людям получать информацию из уст работников здравоохранения. Есть и другие полезные сайты. Однако сама по себе информация не решит проблему недоверия к вакцинам. Многие исследования показали, что одно только предоставление дополнительной информации не восстановит доверие. Необходим двухсторонний контакт. Важно создать атмосферу, в которой люди могли бы делиться своими мнениями, проблемами и тревогами с работниками здравоохранения, быть услышанными и знать, что их действительно слушают.