Между Газмановым и Богомоловым
— Как круто он работает! А еще видео есть?
Я глубокой ночью в Абу-Даби. Моя подруга — актриса, работающая с режиссерами из списков «важных театральных режиссеров сегодня», — в Москве. Несколько дней назад мы слушали Рахманинова в версии Курентзиса. Мы говорим про новую искренность, постмодерн, контакт со зрителем... на примере выступления Олега Газманова на Russian Music Festival в Абу-Даби. Обе мы трезвы.
— Что ты там делала?! — знакомые то фыркали, то удивлялись.
— Боролась со снобизмом!
Все знают: на премьерах в московских, петербургских, пермских, казанских и других важных театрах — одни и те же лица. Они же на фильмах Звягинцева и Хлебникова, на выставке Кабаковых и Куинджи. Спасибо Богомолову: благодаря его иронии можно послушать русскую попсу «легально» (где еще — см. подборку).
А тут — типичное «внезапно». Олег Газманов поет «Буду сниться все равно» так, что у меня, театрального критика, бегут мурашки. Филипп Киркоров за пять минут до концерта общается с журналистами с королевской вежливостью. А недавно он позвал в постановщики своего шоу «Я» Франко Драгоне, работавшего с Cirque du Soleil. Григорий Лепс просит посреди концерта минуту молчания — в память о жертвах трагедии в Магнитогорске. Анжелика Варум может быть ироничной. Леонид Агутин — а, ну его вроде бы можно слушать «приличному человеку из театра». Но как про это все написать?!
— Может, что-то с ними случилось, пока мы ходили исключительно в театр? — гадаю я.
— Но тебе же не приходило в голову пойти на их концерт, — парирует подруга. — Откуда ты знаешь, какими они были.
Успех в кассе и в прессе, у ценителей и зашедших с улицы — идеальное поле для культурных битв. Везут бронебойную компанию из разного русского попа куда-то в пустыню на Новый год? Да, конечно, ради кассы, богатые для богатых, все понятно. А в зале должна быть реальная версия «Содержанок» Богомолова: папики и холеные любовницы, которые говорят в трубку: «Це. Це». Но все сложнее.
— Я думал, что если будут арабы, буду петь: «Говорил мне хан, не ходи на бархан», а если русские — «Ты служишь украшением стола», — отшучивался Газманов по поводу своей программы. А пел так, что мы обнимались со светским хроникером, с которым у нас не может быть ничего общего.
Я уже почти решила, что узнала про секретное оружие, неизвестное постмодерну по причине неприличной простоты. А если так — в театре?
«В апреле на сцене “Гоголь-центра” состоится концерт-посвящение Алле Борисовне Пугачевой к юбилею нашей любимой певицы и актрисы», — сообщил сайт «Гоголь-центра».
Черт, опередили.
Иванов Режиссер Тимофей Кулябин
Москва, Театр Наций
23/03, 24/03, 01/04
Тимофей Кулябин интерпретирует классику так, чтобы ее герои оказались в понятных современному зрителю декорациях. В «Тангейзере» он превратил певцов-миннизингеров в режиссеров, претендующих на кинопремию, герои «Детей солнца» встречают миллениум в Силиконовой долине, а его Иванов (Евгений Миронов) — современный чиновник в небольшом городе. Что может звучать на дне рождения у Саши? Конечно, Аллегрова и ее «С днем рождения!» Есть в своеобразном плейлисте спектакля и Басков, и «Миллион алых роз» — и стойкое ощущение, что сердце Иванова не выдерживает от беспощадности российского китча, с декоративными водопадами в подарок и леопардовыми платьями на уважаемых дамах.
15/03, 29/03 Три сестры Режиссер Константин Богомолов
Москва, МХТ им А. П. Чехова
Спектакли Константина Богомолова — практически энциклопедия российской попсы для театралов, гадающих, откуда режиссер все это берет и находит. «Маленькая страна» Наташи Королевой в «Гаргантюа и Пантагрюэле», «Главное, что есть ты у меня» Любэ — в «Идеальном муже», «Оттепель» из одноименного фильма — в «Драконе». В финале «Трех сестер» Тузенбах — Дарья Мороз поет «Давайте выпьем, Наташа, сухого вина» (и претендует, кстати, на «Золотую Маску» за лучшую женскую роль), и кажется, что это самый тонкий и трагичный Тузенбах из всех возможных. А текст Чехова в сухом проговаривании богомоловских актеров и при безупречных крупных планах оглушает. Всего у спектакля пять номинаций на премию этого года.
16/03 — Студия перформативных искусств «Сдвиг» (Санкт Петербург) 28/03, 29/03 — Лофт 19.05 (Москва) 30/03 — Дом культуры ВДНХ (Москва) Диджей Павел
театр post
Спектакль, в котором танцуют все, включая режиссера, директора и техдиректора маленького независимого театра, сначала изо всех сил делает вид, что это дискотека 80-х. С соответствующими нарядами и пластикой (хореограф Максим Петров работал, например, в Мариинке). Но на самом деле пьеса Павла Пряжко, выглядящая как аудиофайл с «Городскими цветами» Боярского, «Дельтапланом» Леонтьева и «Канатоходкой» Пугачевой (всего 11 треков) — посвящение ушедшему в прошлом году драматургу и основателю Театра.doc Михаилу Угарову. И если послушать эти треки в этом порядке и с этой ремаркой, вслушиваясь во вроде бы знакомые тексты, — получается одна человеческая жизнь. С рождением, смертью, мечтами и улетающим в небо бумажным змеем. А еще — с персональным потоком воспоминаний для зрителей, который не прекращается с уходом элегичного диджея Ивана Николаева.
06/04-11/04 Орфические игры. Панк-макраме
Автор идеи Борис Юхананов
Москва, Электротеатр Станиславский
В проекте, состоящем из 33 спектаклей, которые идут непрерывно шесть дней (логичная номинация «Эксперимент» «Золотой Маски») — бесчисленное множество Орфеев и Эвридик в самых разных ситуациях, включая Орфея — провинциального гопника и Эвридику-комсомолку с палаткой. За сложносочиненные звуковые партитуры отвечали композиторы Дмитрий Курляндский, Кирилл Широков, Владимир Горлинский и композитор-консультант Федор Софронов. Но не могло разомкнутое пространство мифа проигнорировать и широко известные треки. Впрочем, если вы, например, услышите, как Евгений Даль в образе ануевского Господина Анри поет «Космос» «Тату», вы уже никогда не забудете: «Играй, как получится, танцуй, где захочется / Пока будешь мучиться — музыка кончится». Спойлер: это происходит в четвертый вечер.