Дети - это исследователи

Андрей Константинов
22 апреля 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Учительница начальных классов придумала провести в школе научную конференцию. И провела. Разве у училок есть на такое время и силы? Они же теперь допоздна после уроков ведут дополнительные занятия, чтобы зарплата соответствовала отчетам чиновников о росте окладов педагогов. Даже в выходные их сгоняют охранять всякие ОГЭ и ЕГЭ в других школах — попробуй откажись, а чиновникам удобно, — беспправная, не смеющая возражать рабочая сила.

И ученикам до конференций ли? ОГЭ опять же, ЕГЭ, оценки годовые на носу, двойки надо исправлять. Тем более младшеклассникам — ну как они могут участвовать в научной конференции, когда еще никаких наук не проходили? Им бы таблицу умножения выучить.

Может, это им и понравилось — заучивать ничего не надо. Вместо этого надо — точнее, не «надо», а «можно» — задать какой-нибудь интересный вопрос из жизни и попытаться найти на него ответ. И дети стали выяснять:

— Чем лучше кормить морскую свинку?

Подопытная, но вроде довольная морская свинка была здесь же, рядом с раскрашенным гуашью во все цвета радуги постером «Вкусовые предпочтения морских свинок и ответы на вопросы по содержанию морских свинок». Как и положено на научной конференции, у юных исследователей была постерная сессия, а еще сессия с докладами в формате TED. Четвероклассники специально проводили в третьих и вторых классах уроки о том, как делать презентации.

— Какие соки предпочтут дети при оценке вслепую?

Эксперимент продолжался прямо со зрителями постерной сессии. Учитесь, организаторы скучных взрослых конференций! Да что соки — другая тройка исследовательниц выясняла, какой тип пиццы популярней всего среди младшеклассников. Для этого десятилетние девчонки сами сходили в соседнюю Додо-пиццу, вызвали менеджера, договорились о бесплатной доставке пицц на конференцию — и все получилось. Мелкота, оказалось, чаще всего выбирает пепперони.

— Как построить вечный электродвигатель?

Даня, прославленный на всю началку изобретатель, практически построил — и даже показывал его со сцены. Но вечный двигатель почему-то так и не заработал.

— Правда ли, что мальчики играют в компьютерные игры чаще девочек?

Нет! — доказывает второклассник.

— Какой сорт фасоли прорастет быстрее? Как получить вакуум? Какие школьные предметы ученики любят больше всех?

Один доклад интереснее другого, темы все суперактуальные. Я был на стольких всемирных конференциях, но такой веселой и интересной не припомню, хотя она собрала всего лишь заинтересованных учеников одной-единственной московской школы!

Второклассник открыл переменную звезду — теперь в созвездии Ориона сияет звезда «Смирнов1». Третьеклассница с помощью 3D-ручки воссоздала кружево XIX века. Четвероклассники построили в классе вертикальную ферму с контролируемой средой, выращивают на ней салаты, а публика у стенда (на котором не рисунок, а вся ферма целиком) голосует за то, чтобы устроить сити-ферму в подвале школы. То есть налицо не просто проект, но и план внедрения-масштабирования, и суперуспешная пиар-компания, - даже вы теперь об их проекте знаете.

Дети сами сделали футболки с логотипом конференции, значки, магнитики, даже издали «Вестник конференции». Долго готовились, вечерами их приходилось буквально загонять домой.

Необыкновенные дети, да? Нет, обыкновенные, — просто им разрешили и помогли перейти из позиции пассивного заучивания готовых знаний в позицию исследователя, ищущего ответы на свои вопросы. Ненадолго ведь можно? А потом, конечно, вернемся опять к неподвижному сидению за партой, зубрежке по единым стандартам и работе за оценки. Школа ведь прежде всего должна учить самому главному и нужному в жизни — безропотно сидеть и делать, что тебе сказали.