Ночь, горит костер, около него стоят жители Урдомы, Мадмаса, Сыктывкара, Яренска. Люди перешучиваются, смеются, но видно, что нервничают. Для них непривычно быть на военном положении. Небольшой группой на одном из постов активистов собрались учителя, представители местной администрации, пенсионеры, работники «Газпрома» и железнодорожники. Последние просят их не фотографировать — а то вдруг на работе узнают, что они здесь были, и выговор сделают или даже уволят. Но, по словам собравшихся, не прийти они не могли.
— Мы здесь Родину защищаем, — говорит один.
А другой добавляет:
— Родину от Родины защищаем. Вообще москвичам тоже подумать стоит. Тарифы на мусор их будут. А еще здесь же «легкие» средней полосы России: Коми и Архангельская область.
Услышав наш разговор, вливается в общий хор бойкая пенсионерка Ирина Васильевна:
— От мусора мы Родину защищаем. Я вообще на диване должна сидеть и сериалы смотреть, а я на Шиесе ночами сижу!
Вечером 30 марта на станции Шиес был объявлен сбор экоактивистов. Дежурившие на строительной площадке жители жаловались на грубое поведение со стороны сотрудников ЧОП «Гарант Безопасности», недавно приехавших на усиление. Вот люди и решили сказать свое ответное слово. Кроме того, накануне активистам перекрыли доступ на строительную площадку. По их словам, никакие документы и разрешения на строительство ООО «Технопарк» не предоставило ни местной администрации, ни экологам, ни даже представителям Союза по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ. А это значит, что территория вокруг железнодорожной станции — общественное место, и никто не вправе препятствовать нахождению на объекте посторонних людей.
На общий сбор суммарно приехало около 70 человек — мужчины и женщины разных возрастов. Около 22 часов активисты во главе с жителями Сыктывкара Виктором Вишневецким и Михаилом Габовым выдвинулись в сторону оцепления. Путь им преградила пара десятков сотрудников ЧОПа, потом подтянулось еще столько же. Встали друг напротив друга, перекинулись несколькими фразами в темноте, при свете карманных фонариков. Кто-то из активистов на первой линии прокричал: «Вперед!». И все пошли. Сотрудники ЧОПа явно не ожидали такого поворота, но реального противодействия не оказали. Кому-то попытались заломить руки, кого-то стали толкать, но не более того. В итоге охранники, взявшись за руки, встали на последнем рубеже — перед входом в большой ангар в центре площадки. По их словам, там находится общежитие, где хранятся их личные вещи.
Все действия экоактивистов после прорыва свелись к попытке убедить сотрудников ЧОПа и рабочих полигона в том, что они способствуют осуществлению противоправных действий, и к призыву уважать людей, которые защищают свою землю.
— Эта акция была нужна для того, чтобы охранники поняли: нас не два человека и не пять. Нас много, и мы своих людей в обиду не дадим, — говорит один из руководителей Комитета по защите Вычегды Виктор Вишневецкий.
Местные жители узнали о стройке на станции Шиес случайно — от охотников, заметивших масштабную вырубку леса. Вскоре пошел слух о том, что будут строить полигон для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) из Москвы.
— Мы понимаем, чем это нам грозит. У нас у всех вода из колодца. Многих лес кормит. А если в 18 километрах от нас будут закапывать мусор прямо в болото, здесь очень скоро никто не сможет жить, — говорит Александр Нейман, уроженец поселка Мадмас. — Ладно бы завод с сортировкой и переработкой строили — это другое дело! А просто закапывать, чтобы оно у нас гнило, не нужно. Нам уезжать некуда, да и не хотим мы.
С осени на полигоне начали дежурить добровольцы, чтобы следить за соблюдением экологических норм. Они быстро нашли ряд нарушений, первое из которых — категорический отказ предоставить проектную документацию или разрешения на строительство со стороны ООО «Технопарк». А с января на территории вокруг станции Шиес началась в прямом и переносном смысле «холодная война». В начале февраля экоактивисты полностью перекрыли подъезды к полигону со стороны Урдомы и Мадмаса. Сначала люди просто грелись у костров и в нужный момент вставали на пути строительной техники. Потом кто-то пожертвовал им два строительных вагончика; туда подвели электричество с помощью генераторов, установили спутниковую связь. Такая ситуация сохраняется до настоящего момента.
— Когда они поняли, что мы не уйдем, то попробовали привезти топливо по железной дороге. Но это же вообще незаконно, здесь пассажирские поезда ходят, это взрывоопасно,— говорит Юрий Дежин, экоактивист из Урдомы, который дежурит на полигоне с самого начала. — Потом три раза по 15 бочек привезли вертолетом. Это около девяти тонн. Золотое топливо получается!
На эти девять тонн топлива возобновилась работа (фото сделаны как раз в этот момент: вертолет привез бочки. — «РР»). Сотрудники ЧОПа после акции 30 марта вежливо сопровождают посторонних, которые заходят на объект, и не пускают только в тот самый ангар в центре стройплощадки. И рабочие, и охранники старательно прячутся от камер. Местным жителям хочется верить, что им просто стало стыдно быть причастными к строительству «полигона смерти».
На данный момент строительная площадка занимает приблизительно 50 гектаров. Около путей расположены две постройки, относящиеся к железнодорожной станции. Вместо всего остального еще год назад были лес и остатки нескольких разрушенных домов. Поселок Шиес закрылся еще в 1970-х годах. Сейчас же прямо от станции тянутся новые хозяйственные постройки, ангар для техники, общежитие и строения непонятного назначения. По слухам, которые здесь активно циркулируют, под полигон отдали 300 гектаров, а потом эта цифра возрастет до 5 000. Все для того, чтобы в ближайшие 20 лет привозить сюда по полмиллиона тонн ТБО в год. Мусор будет поступать в брикетах, упакованных в целлофановую пленку, надежность которой вызывает сомнения и у местных жителей, и у экологов.
Сейчас активисты дежурят на четырех постах. Два находятся на самом полигоне по разные стороны от железнодорожных путей. Для того чтобы спать и греться, там поставили большие армейские палатки с печкой внутри. Еще два на выезде: один — в сторону Урдомы, другой — на лесной дороге в трех километрах от Мадмаса. Основной подвоз осуществлялся как раз по этой дороге, через пост «3-й километр», но правоохранительные органы не освобождают ее для техники, потому что на картах она обозначена как лесная тропинка. Получается, строительные машины здесь проезжали незаконно.
— Земля уже оттаивает, и скоро откроются болота, колея будет по колено. Им здесь больше не проехать до следующей зимы. А там посмотрим — но сколько нужно, столько и будем стоять на посту, — усмехается Александр Нейман.
Люди не знают, что будет дальше; они просто сменяют друг друга в строительных вагончиках и армейских палатках, многие смеются, что «вышли на вторую работу». Слухи о том, что им платят, все отрицают. Говорят, что платят им благодарностью, едой и письмами со словами поддержки. Письма действительно висят на стенах вагончиков, а продуктов питания на постах более чем достаточно. В любом случае люди искренне верят, что защищают свою землю. А строители на полигоне в последние дни с тревогой смотрят на траншеи, медленно заполняющиеся водой, потому что снег в далеких архангельских лесах начал таять и скоро поднимутся болота.