— С чего началась Planeta.ru?
— С музыки. Собрались мы с Максом Лакмусом и Василием Андрющенко и решили запустить платформу, с помощью которой фанаты могли бы собирать средства музыкантам на альбом. В 2012 году ведь как было: только выйдет что-то новое — все песни сейчас же «распиратят» по сайтам, «Вконтакте» моментально музыку сольют. А мы хотели сделать так, чтобы музыканты все-таки что-то получали со своих альбомов. Начали привлекать на «Планету» лидеров мнений — тех, за кем люди потянутся. Пилотный проект был у группы «Би-2». Они первыми показали всем, что бояться в этой схеме нечего. Потом на «Планету» потянулись театры, писатели, предприниматели, благотворительные организации.
— Каких ошибок стоит избегать в краудфандинге?
— Например, у нас не работает система донатов, когда авторы проекта пишут: «Пришлите, кто сколько может». Человек долго думает, какая сумма не обидит проект, и в итоге уходит. Нужна конкретика. Вот, например, музыканты. Сложно решить, какую сумму перевести. А если четко знаешь, что 500 рублей стоит диск, 1000 рублей — диск и селфи с музыкантом, то понимаешь, чего от тебя хотят и сколько можешь потратить.
— С какими сложностями вы столкнулись, прививая идею коллективного финансирования в России?
— Сложно побороть недоверие людей. Мы в этом смысле головой пробили стену. Многие вообще не понимали, зачем все это народное финансирование нужно. Мы начинали еще тогда, когда люди боялись оплачивать что-либо в интернете банковскими картами. Им все казалось, что их кто-то обманет. 90% первых платежей приходило через терминалы —людям было легче засунуть десять тысяч рублей в ящик в переходе, чем перевести с карты. Теперь все легко расплачиваются картами в любых интернет-магазинах.
— У русского краудфандинга есть национальные особенности?
— У наших людей в кровь въелся страх заявить о себе. Многие испытывают ужас перед тем, чтобы написать о своем проекте в соцсетях — но мир от этого не рухнет.
— Можете поделиться с нашими читателями лайфхаком, как сделать свой сбор максимально успешным?
— Для начала нужно понять, как вообще эта штука работает. Изучить информацию на сайте «Планеты» — у нас есть инструкции по запуску проектов. Люди зачастую ленятся поучиться, подготовиться. А на самом-то деле сделать нужно совсем немного: составить красочное описание, чтобы народу захотелось вложиться в проект, снять качественное видеообращение, подготовить собственную аудиторию (друзей, родственников, коллег), обратиться к знакомым в СМИ — пусть даже это будет какая-нибудь краевая газета. Пиар и продвижение очень важны. Ну и самое главное — нужно иметь четкий план действий, в голове и на бумаге. «Планета» — не волшебный инструмент. Краудфандинговый проект это серьезная работа, которая требует усилий.