Чехов, «Чайка». Версия 2019
Чтобы молодому режиссеру в 2019 году поставить «Чайку» — независимой командой, без заказа от Минкульта на Год театра или наказа худрука, — нужно иметь очень серьезное основание.
Чтобы поставить «Чайку», когда ты пока еще только выпускница Школы-студии МХАТ, нужна очень, очень большая смелость.
Чтобы запустить в продажу билеты на «Чайку» в часе езды от Москвы (напоминаю, проект сделан независимой командой) в мае, нужно очень сильно верить в то, что ты делаешь, и в тех, с кем ты это делаешь.
Елена Ненашева, выпускница магистратуры Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, режиссер с бизнес-бэкграундом, очевидно, имеет и очень серьезное основание, и понимание, каким образом все перечисленное осуществить. Без большой государственной сцены и без кошелька мецената.
Ее «Версия Чайки» — променад-спектакль в научно-творческой резиденции «Чехов #APi» — это не только точно транспонированный в тональность 2019 года Чехов, но и предложение досуга — и опыта — для тех, кому мало просто сходить в театр и посмотреть представление. Разложенная на четыре точки зрения (Заречной, Аркадиной, Треплева или Тригорина), эта «Чайка» предлагает зрителям разделиться и следить за версией событий с позиции одного из героев — под запахи трав над обрывом, где будут объясняться Нина и Тригорин, под звон бокалов или пенье птиц.
Ненашева не просто не побоялась отпустить актеров и зрителей в лес (а практика показывает, что даже продвинутый зритель легко может заблудиться в трех соснах), но и добавила вариант билета, приобретя который зритель может в этих лесах переночевать — и побыть еще раз с Чеховым и с собой.
Впрочем, не грамотная упаковка «Чайки» в продукт (стильные браслеты и пледы для зрителей, организованный трансфер etc.) растопила мое сердце, довольно скептичное относительно амбиций молодых ставить непременно Чехова (или Шекспира). Неожиданно я получила очень честного, очень моего Чехова в версии Тригорина от актера театра «ОКОЛО» Алексея Сидорова (в этой «Чайке» — два состава из актеров ведущих московских театров; как Ненашева сводит расписание — отдельная загадка). Этот Тригорин не просто губит девушку-чайку, но и сам сходит с ума, зажатый между двумя гораздо более сильными женщинами, — сюжет для небольшого рассказа где-то между переговорами и психотерапевтом.
Крошка Цахес Режиссер — Кирилл Вытоптов
Москва, Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой
15/06, 04/07
«Крошка Цахес» Кирилла Вытоптова — это песни под караоке, блестящие платья фей и доставка пиццы от «Цахес.Еда». «Так плохо, что аж хорошо», — писали в сетях продвинутые зрители. Не пугайтесь, «плохо» — это не про спектакль, а про гофмановский мир, где уродливое, злое и бездарное выглядит красивым, добрым и талантливым. С одной попытки угадайте, что так напоминает мир Цахеса. А вот «хорошо» — это обаятельнейший в своей свободной небрежности коллаж от Вытоптова с театральным панком Васей «Цахесом» Березиным, зовущим в финале на свои спектакли.
Манюня Режиссер — Рузанна Мовсесян
Москва, РАМТ
05/06, 15/06
«Манюня» — пропитанная солнцем история двух подружек Наринэ и Манюни. История о том, что счастье есть, любовь существует, а мир — это залитый солнцем городок.
«Я так хотела увидеть себя маленькой, что написала книгу о своем счастливом детстве. О том времени, когда горы были выше неба, когда взрослые казались настоящими великанами, а дома — несокрушимыми крепостями», — говорит Наринэ Абгарян. Подружек играют Анна Ковалева и Анна Дворжецкая, в роли колоритной Ба — Нина Дворжецкая.
Платоновский фестиваль Воронеж
01/06-16/06
В Воронеж в этом июне надо ехать ради «Вертикали», в которой француз Мурад Мерзуки пренебрегает гравитацией, нового цирка Даниэле Финци Паски (в Воронеж постановщик Cirque du Soleil везет витальнейшую La Verita) и «Холодной крови» от оскароносного бельгийца Жако Ван Дормаля. Компанию им составит самый разный российский театр — от новой версии легендарных «Братьев и сестер» Льва Додина до формалистского хоррора «Река Потудань» Сергея Чехова.
No name Москва, Центр имени Вс. Мейерхольда
04/06-12/06
Новый международный театральный фестиваль в ЦИМе. В программе, например, оратория «28 дней» про менструацию от режиссеров Юрия Муравицкого и Светланы Михалищевой по тексту драматурга Ольги Шиляевой, антропологическое исследование культуры еды посреди торгового центра (проект «Хлеб» от Liquid Theatre) и постановка-изучение истории изменений в сообществе маленьких ракообразных копепод, проживающих в Черном море («Копеподы. Путь исследования» казанской лаборатории «Угол»).
«Мы предпочитаем продукту — процесс, производству — эксперимент, иллюзии — документацию нового опыта, гению — партнерство, звезде — ноунейма», — манифестируют организаторы фестиваля No name.