Театр

17 июня 2019, 00:00
В ГОСТЯХ. ЕВРОПА Производство — Rimini Protokoll и фестиваль-школа современного искусства «Территория»

В гости в Магадан

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

В Магадане, чуть не доходя до музыкального и драматического театра, стоит самый печальный памятник, который я когда-либо видела: на скамейке возле облупившейся пятиэтажки сидит старичок в пальто и валенках, на коленях у старичка кошка. Иногда поверх котика старику могут положить цветы.

Этот старичок — певец Вадим Алексеевич Козин, настоящая довоенная поп-звезда. До 1941 года Козин записал около 50 пластинок, спел «Осень», «Дружбу» и «Забытое танго», а в 1944-м певца арестовали. 4 ноября 1945 года Козин на восемь лет лагерей прибывает в Магадан, где остается до конца жизни. Работает в музыкально-драматическом театре, дает концерты и имена постоянно сменяющим друг друга котикам (ведет учет в специальной записной книжке), спасаясь, очевидно, от одиночества и тоски.

Обычно на экскурсии в музее начала ставят пластинки, а потом отодвигают стенку, и из музыкального салона Козина с роялем ты попадаешь в маленькую квартирку с салфеточками, книгами, пишущей машинкой и запахом тех самых котиков, так, кажется, навеки, здесь и поселившимся. Здесь тебя напоят чаем, сюда могут забежать местные дети за конфетой или чем-то вкусненьким — музей одиночества и боли оказывается одним из самых открытых и «теплых» музеев из всех, где я когда-либо была. Открытым настолько, что несколько дней назад музей принял у себя спектакль «В гостях. Европа» совместного производства фестиваля-школы современного искусства «Территория» и главных героев европейской постдрамы, берлинской компании Rimini Protokoll. Спектакль играется в жилых квартирах: зрители получают адрес, звонят в звонок — и вступают в игру, в которой можно двигать границы на карте Европы, спорить и узнавать что-то друг про друга, а заодно про общество.

В Магадан спектакль игрался на фестивале «Территория. Магадан». Показ стал самым необычным за всю историю проекта. Во-первых, впервые хозяина квартиры нет, но он все равно есть (присутствие Козина в этом музее кажется таким же реальным, как запах его котиков), во-вторых — спорить о политике и свободе и чертить новые границы именно в Магадане оказывается чрезвычайно важным. Вряд ли, конечно, Rimini Protokoll предполагали, что их спектакль побывает в городе, где перетяжка «Добро пожаловать на Колыму, золотое сердце России» звучит как минимум двусмысленно, где туман в бухте можно есть ложками и где тебе готов помочь любой прохожий, где в музей пускают просто попить чай и погреться и где особенно хочется менять границы и сносить заборы — хотя бы в сознании. Хотя бы в театре.

В.Е.Р.А.

Режиссер — Сергей Карабань

Москва, Центр Вознесенского

29/06, 30/06, 1/07, 2/07

 

 079_rusrep_11-4.jpg

Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского называют поэтическим вербатимом: его авторы, драматурги и поэты Екатерина Троепольская и Андрей

Родионов, обращаются к документальным материалам, с помощью которых можно понять что-то про «детей ХХ съезда» — художников, поэтов, режиссеров. Они едва ли предполагают, что мир на грани ядерной катастрофы, а пока в СССР «оттепель», в мире начинается Карибский кризис.

Кстати, В.Е.Р.А. — это первые буквы фамилий Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллы Ахмадулиной. Поэты не только будут собирать стадионы, но и переживут эпоху — что, по мнению создателей спектакля, неминуемо станет испытанием для веры в идеалы.

Гамлет

Авторы — Дмитрий Борисов, Мария Дорогова, Илья Козин, Вячеслав Корниченко, Анастасия Нефедова, Александр Новицкий, Денис Прутов, Светлана Сатаева.

Москва, Электротеатр Станиславский

17/06, 19/06, 21/06

 

 079_rusrep_11-8.jpg

Создатели драматического конструктора «Гамлет», который выйдет на малой сцене Электротеатра, — театральная лаборатория «Гамлет», компания свободных художников «НЕЖИТЬ», Институт свободных искусств и наук ММУ, Мастерская индивидуальной режиссуры МИР-5 и, собственно, Электротеатр Станиславский. Обещают «неспектакль» с метасюжетом и спонтанной организацией, осознанный отказ от действия и структурированную свободу. «Это попытка изучения возможности работы с нетеатральными материалами, привлечения в театр актуальных отношений человека и экологии во всех смыслах. Загрязнение себя и загрязнение окружающего мира — амбивалентный перевертыш, который волнует меня и моих студентов, коллег-художников, и мы хотим с этим работать», — рассказывает о проекте главный художник Электротеатра Станиславский Анастасия Нефедова.

Земля Нод

Авторы — FC Bergman (Антверпен, Бельгия)

28/06-30/06 — Санкт-Петербург, Центр дизайна Artplay

5/07-7/07 — Москва, ВДНХ, павильон № 75

 

 079_rusrep_11-7.jpg

«Землю Нод» в Санкт-Петербург привозит Международная театральная Олимпиада, а в Москву — фестиваль искусств «Вдохновение». На время большой реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене (Фландрия) на несколько лет оказалась закрыта галерея Рубенса — сакральное для культурного кода место. Именно этот факт и стал толчком для авторов «Земли Нод». Публика оказывается в подготовленном к реконструкции музейном зале, все картины уже убраны, кроме одной — «Прободение ребра Спасителя». Зрители становятся свидетелями абсурдных, забавных, таинственных и даже катастрофических событий, происходящих в музее без слов. А музей оказывается метафорой культуры и убежищем, где ищет утешения маленький человек.

Нэнси

Режиссер — Иван Вырыпаев

Москва, театр Современник

17/06

 

 079_rusrep_11-5.jpg

Создатели «Нэнси» называют свою работу стэндапом про мюзикл, где «шутят над штампами, клише и стереотипами сегодняшнего массового сознания, дистанцироваться от которых лучше всего помогает юмор». Нэнси хочет стать кинозвездой, а пока она работает официанткой — и вот ее приглашают в отель к известному кинопродюсеру, и встреча пройдет не в лобби, а в номере… Впрочем, отталкиваясь от актуального сюжета, Вырыпаев сочиняет современную версию сказки про красавицу и чудовище. В спектакле есть и повод для возмущения феминисток и феминистов (обойдемся без спойлеров), и возможность развернуться актерам «Современника» и поиграть в пинг-понг стендапа со зрителями (и друг с другом). А сам Вырыпаев говорит, что для него эта история — прежде всего о возможности сострадания. «Не только к тем, кого мы любим, не только к обаятельным, милым, светлым людям, но, главное, о способности сострадать тем, кто нас обижает или кто, с общепринятой точки зрения, является “плохим” человеком», — отмечает автор, по которому за время его жизни в Польше так соскучилась театральная Москва.