— В детстве я ненавидел людей. Мне иногда казалось, что они считают меня животным. В какой-то момент я увлекся изучением психологии. Это мне многое объяснило и во многом помогло. А ненависть прошла сама. Я просто пустил это по течению, — говорит герой фотоистории Павла Волкова, который в детстве получил серьезнейшие ожоги, обезобразившие его лицо, и который теперь ассоциирует себя с птицей Феникс, возродившейся из огня.
В этом году на конкурс «Молодые фотографы России» было представлено много историй, которые круты сами по себе, без скидок на молодость или тему, — много отличных проектов. Достаточно сказать, что фотоистории сразу троих финалистов были ранее опубликованы в «РР», а две из них вышли на обложку журнала. Это «Остров Крым» Станиславы Новгородцевой с крайне эстетичным и парадоксальным взглядом на пятилетие «нашести» Крыма. Это проект Натальи Ершовой под названием «Путешествие на край комнаты» — о людях в мегаполисе, которые решили не выходить из дома, — который удивительно точно срезонировал с нашим исследованием о новом небывалом одиночестве в большом городе. А история Макара Терешина — настоящая журналистская находка — о том, как в северной Мезени местные жители утилизируют упавшие ступени космических ракет, запущенные с Плесецка (эти истории не представлены в данной подборке, потому что уже были в «РР», но и представленные — прекрасны).
В этом году на конкурсе мы видим не только очень сильные репортажные истории, но и очень личный экзистенциальный взгляд на вещи. Так, в проекте Александра Матвеева «Мигранты Калининграда» есть потрясающие символические кадры: мусульманин молится на фоне советских среднеэтажек. Тут все настоящее и при этом парадоксальное — и серьезность молитвы, и светская обыденность, и общее небо.
— Если быстро и мимоходом, не вглядываясь, — какая странная эта ваша молодая фотография! — говорит Наталья Ударцева, куратор проекта «Молодые фотографы России — 2019». — Молодая фотография — о злободневном. О том, о чем мы постоянно думаем, говорим, обсуждаем. Только она — не в лоб, не буквально, а на уровне образов, метафор и ассоциаций. О сиюминутности жизни и неизбежности смерти.
Действительно, в этом году не так много взглядов, обращенных на себя, самокопания (хотя и такое есть в более художественной и нерепортажной фотографии — и часто тоже очень интересно); гораздо больше взглядов вовне, на реальную жизнь, но каждый раз взглядов очень личных. Например, в проекте Сергея Паршукова «Милый Север» мы видим не только исчезающую Воркуту, но и пристальное внимание автора к жизни вообще, к тому, как жить на грани невозможного. История Антона Климова о последнем ветеране байкальского загадочного мистического острова Ольхон, 96-летнем Алексее Васильевиче Копылове, соединяет сразу несколько реальностей времени-пространства.
— Мне было приятно, что многие темы рассказаны молодыми авторами с очень личных позиций, но в то же время четко связаны с массовыми тенденциями, — говорит Ольга Ингуразова, независимый фото- и видеожурналист, документалист и продюсер. — В центре почти каждой темы оказывается человек. Внимание авторов направлено больше на актуальные проблемы, а не на рефлексию, погружающую в прошлое.