Трансформация: театр в город и обратно
«Так, где эта ЧиполлинА с луком?» — кто-то из зрителей на ростовском Центральном рынке потерял проводника и по совместительству режиссера спектакля «Есть Ростов» Элину Куликову, предложившую «попробовать» Ростов-папу в месте, которое по праву включают в путеводители по городу.
Сама Элина говорит, что Ростов надо непременно пробовать на вкус.
«Урожай — беда, а неурожай — две беды, кушай помидорку». Я не успеваю моргнуть, как во рту растекается помидор. Растекается вкусом моего детства, пришедшегося на девяностые. Там продавцы выглядели так же, как сейчас актриса в спектакле, — фартук в горошек, густо накрашенные глаза, интонации всеобщего знания об устройстве этого мира…
Я выросла южнее Москвы, и в этом городе с хорошим театром напряженка — как часто бывает в южных городах. Как будто разлитый в воздухе живительным газом театр так упоителен, что искать его еще и в зрительном зале — странная прихоть.
«С театром в воздухе сложно спорить», — говорил мне пару лет назад Юрий Муравицкий, режиссер и художественный руководитель ростовского театра 18+. Юра родился в Бердичеве, а учился в Воронеже и хорошо понимает про гений места городов к югу от Москвы. И все-таки стал худруком самого, кажется, отвязного независимого театра страны — театра 18+.
Здесь все еще можно найти в афише работы Донатаса Грудовича, ушедшего в кино и онлайн-сериалы — по его радикализму и сценическим безумствам так скучают в Москве.
Здесь не пытаются спорить с гением места, тем более что сам театр расположен в Нахичевани — районе, который когда-то был отдельным городом на Дону.
Здесь, в конце концов, главный комиссар всей театральной Руси Всеволод Лисовский поставил свою «Волшебную страну» — портал в ростовский андеграунд восьмидесятых, и получил за него «Золотую Маску» в номинации «Эксперимент» этого года.
Мы идем по «Волшебной стране»; в ней сохнет белье, актеры произносят только ремарки, а реплики экспонируются надписями — на плакатах, объявлениях, граффити и растяжках. Ростов сегодняшний говорит голосом Ростова «Волшебной страны» Максима Белозора, и играют тут не только актеры, но и южное марево, и гопнического вида пацанчики с музлом из полуразбитых тачек… И только по окончании спектакля, в котором они, сами того не зная, участвовали, гопники снова становятся гопниками.
Да, «Трансформация»— название фестиваля, в программе которого все это было. Его впервые проводил театр 18+. «Театр меняет город» — слоган фестиваля. И не поспоришь — особенно вспоминая лица гопников, одних из лучших исполнителей ролей второго плана, которых я видела.
Жизель
11/07-14/07
Режиссер и хореограф Акрам Хан
Английский национальный балет (Лондон) на Новой сцене Большого театра (Москва)
Британские критики про эту работу одного из самых востребованных и известных хореографов современности пишут так: «Мурашки по спине, отвисшая челюсть и слезы». За 10 лет Акрам Хан, «танцующий гуру», мастер индийского стиля катхак, поставил и станцевал несколько спектаклей, которые стали сенсацией. Это он дважды выходил на сцену с французской балериной Сильви Гиллем, это он заставил станцевать актрису Жюльет Бинош.
В «Жизели» Акрама Хана Жизель оказывается отверженной девушкой-мигранткой. Вместо деревни и кладбища зрителя ждут палаточный лагерь и заброшенный завод. В музыке и танце проявятся восточные мотивы, а на пуанты танцовщики встанут лишь во втором действии.
Волнение
07/07
Режиссер Иван Вырыпаев
Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
«Волнение» Иван Вырыпаев написал и поставил специально для народной артистки СССР Алисы Фрейндлих в год 35-летия ее службы в БДТ и 100-летия театра. Уже этого, кажется, достаточно, чтобы ловить билеты.
По задумке Вырыпаева, «Волнение» — это пьеса об Авторе. Действие происходит в Нью-Йорке, на Манхэттене, в квартире знаменитой американской писательницы польского происхождения Ульи Рихте, роль которой исполняет Алиса Фрейндлих. К ней, человеку закрытому и непубличному, за интервью приходит польский журналист Кшиштоф Зелинский. И никто не предполагает сначала, насколько важным окажется это интервью.
Международный театральный фестиваль «Толстой»
04/07-07/07
Тула, музей-усадьба Толстого «Ясная Поляна»
Программный директор фестиваля, критик Павел Руднев говорит, что фестиваль «Толстой» — это фестиваль процесса, и его афиша зависит от того, что поставлено по текстам Льва Николаевича в мире.
Толстой не самый репертуарный автор, но фестиваль пытается убедить: Толстого ставить надо. Фестиваль начинается и заканчивается постановками Тульского академического театра драмы: в программе «Грех» режиссера Геннадия Тростянецкого и премьера спектакля о тотальной нелюбви «Каренины» режиссера Евгения Маленчева. В зарубежной части программы две версии «Анны Карениной» — от частного театра из Латвии Ģertrūdes Ielas Teātris и от театра «София» из Болгарии. В детской части стоит обратить внимание на квест «Война и мир» Александры Ловянниковой, а в специальной — на спектакль в поле «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.» Семена Александровского, посвященный взглядам писателя на гендер.
Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных
07/07, 17/07
Режиссер и хореограф Олег Глушков
Москва, Мастерская Петра Фоменко
В театре, где любят изучать тексты и воздух, из коего эти тексты сотканы, и который так любят за фирменное «легкое дыхание», появляется страшно смешная комедия. С трюками и спецэффектами, где самозабвенно танцуют и вдохновенно поют, а еще — очень несерьезно говорят о самом серьезном, пытаясь найти ответы на вечные вопросы бытия.
Авторы спектакля вдохновлялись черно-белым кино, винтажными комиксами, детективами Альфреда Хичкока, фантазиями Тима Бёртона, сказкой о Белоснежке и историей о Ромео и Джульетте. И, конечно же, персонажами Чарльза Сэмуэля Аддамса, автора «Семейки Аддамсов». Интересно, что музыку к спектаклю написали лидеры группы СЛОТ: певица Дария Ставрович и гитарист Сергей Боголюбский.