— Вы могли бы там остаться на неделю? Давайте неделю поживете с нами. Если там безопасно, давайте проверим! — потребовал от губернатора один из эвакуированных из Каменки.
Каменка находится рядом с ачинским складом боеприпасов, где произошла серия взрывов. Село эвакуировали, потом людям разрешили вернуться, и тут грянула вторая серия взрывов: шесть домов оказались полностью разрушены, гораздо больше пострадали, а на улицах и во дворах остались десятки неразорвавшихся снарядов. Понятно, что жители были в панике или гневе и от них трудно было ожидать готовности к спокойному рациональному разговору. Но и Александр Усс, хотя и проявил определенное мужество — не побоялся встретиться с людьми, — оказался не готов к разговору:
— Нет, ну что вы от меня-то хотите? Моя степень информированности об опасности сегодня приблизительно такая же, как и у вас.
Это удивительная степень откровенности для постсоветского чиновника: Усс, скорее всего, сказал правду, Минобороны прямо ему не подчиняется, секретами (особенно изобличающими халатность его офицеров) делится неохотно, и контроль за боеприпасами не находится в зоне компетенции гражданской администрации. Но при этом понятно, что так чиновники вести себя не должны: их задача — принять чрезвычайные меры и суметь успокоить народ. А интонация «не мы такие, жизнь такая» далека от политической позиции; это позиция мелкого чиновника, обложенного узкими рамками полномочий, то есть безответственная.
Интересен тот факт, что российские чиновники в большинстве уже не ведут себя как советские чинуши, которые говорили бы с народом канцелярским сухим языком и чаще через подчиненных. Но думать продолжают все равно как подневольные. Усс во время встречи в Каменке сказал, что он «слуга народа» (то есть признал роль политика-популиста), но потом «в рамках этой позиции» предложил «провести совещание», то есть вместо политического поступка совершил бюрократический.
Если бы дело было в культуре с развитой политической конкуренцией или во время сложных выборов, а политтехнологами губернатора были бы Семен Слепаков и его коллеги по знаменитому сериалу «Слуга народа», то мог бы получиться удачный эпизод: Усс моментально решился бы заночевать с людьми, весь день интенсивно работал бы прямо из хаты, а вечером предложил бы (при выключенных телекамерах) выпить.
И это не минутная растерянность политика. Всего месяцем ранее, в затопленном Канске, Усс пожелал людям: «Удачи вам! Счастливо! Держитесь!» — и вместе с тем пригрозил: «Что вы хотите мне сказать? Права мне качнуть?» Эти слова спровоцировали митинг в Красноярске. Люди вышли на площадь с плакатами «Качнем свои права» и потребовали отправить губернатора в отставку.
Стоит отметить, что Усс вел себя смело, открыто, пытаясь выглядеть как рубаха-парень, даже не без некоторой иронии, почти процитировал знаменитую фразу Дмитрия Медведева «денег нет, но вы держитесь». Но при этом любезность и «народность» быстро пропала — губернатор не смог выдержать «наезд» и попытался показать народу его место:
— Думаю, что никого не обидел, хорошо? — это еще доброжелательная фраза.
— Ну а чего? У нас выбор есть, что ли? — сказал мужик из Канска.
— А вы дорогу нашу видели, ехали? А если сейчас вода пойдет, размоет? Нам вертолеты будут присылать? — в уже, казалось, законченный разговор вступила женщина. Обстановка накалилась.
— Что вы хотите мне сказать? — спросил губернатор напряженно.
— Нет, ну просто…
— Права мне качнуть? Я тоже сейчас вам могу качнуть!
А затем вообще начал играть в хама-барина:
— Спокойно! Спокойно! Я вам поправлю воротничок!
Видео из Канска выложил в сеть красноярский портал ngs24.ru. Красноярцы прокомментировали:
«Насколько же он далек от народа. Приехал в зону ЧП в пиджачке и белой сорочке, нагрубил людям и улетел. Видно, что всю жизнь в кабинете просидел и кроме как языком чесать ничему не научился».
«После просмотра роликов сложилось твердое убеждение, что веселый балагур Усс неплохо потрапезничал перед “инспекцией”. Легкий дурман от хорошего вискаря прослеживается в речи, жестах и общей реакции на увиденное. Не лишним было канскому мужичку встречно поправить губернатору галстучек. Подтянуть так, чтобы орбиты округлить».
«Дорогой Владимир Владимирович Путин. Качните, пожалуйста, права, как вы умеете. Поправьте нашему губернатору воротник и отправьте на заслуженный отдых. Он молодец, но мы, наверное, и без него проживем».
Мы видим новый тренд в российской публичной политике: говорить с людьми открыто и без формальностей становится нормой. Но в то же время политики в массе ощущают себя подневольными чиновниками, которые не могут ничего сделать «в рамках полномочий», а кроме того, считают себя выше других и не могут скрыть презрения к простым людям.