Камчатка без «Территории»
«Я — мама двоих детей, режиссер, руководитель камерного театра, в котором более 100 ребятишек (тоже все мои), плачу навзрыд, думаете, поможет?! Давно так не плакала, правда!» (Валентина Долгополова, Братск).
«Спасибо, что мы остаемся дома со своими семьями, детьми, проблемами, творческими поисками. Зачем нам развиваться и совершенствоваться, мы и так все умеем. Спасибо за развитие творческой среды и культуры в самом важном форпосте России…» (Михаил Тулупов, Хабаровск).
Фразы из обращения участников Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория. Камчатка» к Министерству культуры России цитируют «Камчатка-информ» и соцсети. Причина — отмена фестиваля, на который Минкульт в последний момент не предоставил субсидию, ранее согласованную с Минфином. Случилось это за день до вылета всей команды. Зрителям возвращают деньги за билеты, участники фестиваля — 40 профессионалов из Сибири и Дальнего Востока — остаются дома.
Отмененная «Территория. Камчатка» — это 21 мероприятие на десять дней, среди которых одних только спектаклей 11. На Камчатку должны были лететь Театр Наций, «Балет Москва», театр «Практика», театр «Около» Юрия Погребничко, Мастерская Дмитрия Брусникина и Мастерская Виктора Рыжакова. Был среди гостей и американский актер и режиссер Тадеуш Филлипс. Помню, как спрашивала у организаторов: «А его спектакль “17 пересечений границы” вы же в записи будете показывать?» И удивлялась, что вживую. На момент написания этого текста сумма издержек, уже понесенных дирекцией фестиваля, составила около 11 миллионов рублей.
По иронии судьбы, Камчатка плачет «о своем» ровно в то же время, когда Москва стоит в очередь на одиночный пикет в поддержку актера Павла Устинова, осужденного на три с половиной года колонии за применение насилия к представителю власти — суд не учел во внимание видео, на которых зафиксировано, что Устинов отношения к протесту не имел. Актеры, режиссеры, продюсеры стихийно встали в очередь к Администрации Президента — они помнят, как журналисты отстояли Голунова, но в лозунгах мелькает уже «Я/Мы вся страна».
Сопоставлять эти события странно, но не напомнить невозможно: 2019 год в России объявлен годом театра.
Фестиваль моноспектаклей SOLO
01/10-10/10
Москва, Театральный центр «На Страстном»
В программе фестиваля SOLO десять спектаклей из России, Франции, Италии, Болгарии, Бельгии и Великобритании, половина из которых — постановки по текстам самих исполнителей и режиссеров. Зрителям покажут новый взгляд на актерское существование от инженерного театра АХЕ, лондонский спектакль Дмитрия Акриша про абьюз. Также в Москву приедут три звезды современного европейского театра — бунтарь и провокатор Ян Фабр, король французского артхаусного кино Дени Лаван, итальянский перформер, актер и режиссер Роберто Латини.
Рок-Тверская
С 24/09
Автор идеи Михаил Козырев, драматург Михаил Дурненков
Мобильный художественный театр
Мобильный художественный театр (МХТ) с Михаилом Зыгарем в роли художественного руководителя этим летом поселился в смартфонах московских театралов, хотя в формате радиотеатра послушать работы МХТ можно в любой точке мира. Но чтобы получить полное представление о замысле авторов, идти нужно по предложенному маршруту. Театр представил «Мастера и Маргариту» с Ингеборгой Дапкунайте в роли Воланда (бродить предстоит в окрестностях Патриков) и «Свинарку и пастуха» с Чулпан Хаматовой (повод отправиться на ВДНХ). Новый проект «Рок-Тверская» — путешествие от Триумфальной до Манежной площади под песни «Аквариума», «Машины времени», «Мумий Тролля» и «Сплина».
Палачи
28/09, 19/10
Режиссер Николай Пинигин
Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
Не сговариваясь, два театра в Москве и Петербурге — Гоголь-центр и БДТ им. Товстоногова — решили открыть сезон спектаклем по пьесе Мартина Макдонаха «Палачи». Но если Кирилл Серебренников перенес действие московского спектакля в Россию середины девяностых, после отмены смертной казни, то в Петербурге Николай Пинигин следует букве драматурга: речь пойдет об Англии 1965 года, а палача Гарри Уэйда сыграет Олег Басилашвили — премьера, собственно, и приурочена к его юбилею и столетию БДТ.
Кариес капитализма
01/10
Создательницы Ада Мухина, Алена Папина, Ольга Тараканова, Дарья Юрийчук
Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда
«Прекариат» сложилось из двух: «прекарный» — незащищенный и «пролетариат» — рабочий класс. Эту социально незащищенную группу называют «новым опасным классом» и делят на три подгруппы: бедные, мигранты и фрилансеры без постоянного дохода, в том числе художники. «Мы встретились в октябре на Резиденции BlackBox и несколько месяцев бесплатно работали над спектаклем-манифестом против бесплатного труда», — говорят создательницы спектакля. Обещают собрать на сцене несколько прекариев из разных институций, которые смогут побороться за финансирование своих проектов.