И это еще полбеды. Никогда такого не было, и вот опять. Говорили же умные люди — лучше в парк сходи, погуляй.
Любой из этих фраз можно было бы еще несколько лет назад начать заметку о российской сборной по футболу. Сейчас язык не повернется.
Наши поедут на Евро-два-по-двадцать. И это еще полбеды… Тьфу ты. И это еще надо отдельно и яростно продудеть в вувузелу, что вышли досрочно.
Можно, конечно, попробовать списать на удачу. Соперники удобные попались. Календарь комфортный — приехали по осени, например, гости из морского умеренного климата, да и окоченели. Но ведь и игра — вот она. Осмысленная, нестыдная. Пусть не всегда, а временами, но все-таки постукивающая мячом в центры головного мозга, отвечающие за эстетические наслаждения.
И двое натурализованных бразильцев, Фернандес с Гильерме, смотрятся уже не именитыми ветеранчиками в команде пожарной части, а амбициозными и полезными экспатами.
И гимн перед матчем уже не сопровождается ехидностями вроде «ну наконец-то слова выучили». А принимается честной и почти родной песней. Без всякой политики, а просто от полноты чувств.
Как мы смотрели игры нашей сборной раньше? Словно через силу. По священному долгу родных берез и в соответствии с ПМЖ. Как к зубному шли смотреть телевизор. Некоторые так просто наказывали себя эдаким образом. Потому что знали: ничем хорошим не кончится.
После гостевой игры с Кипром, когда бесповоротно оформилась наша путевка на ЧЕ-2020, футболисты сборной России развернули в сторону сектора с российскими болельщиками баннер: «Мы играем за вас». Не знаю, кому как, а мне сразу вспомнился Аршавин-сборник. Помните, ему — болельщик на позапрошлом Евро: «Вся страна за вас. Что ж вы так фиговенько?!» А тот в ответ: «Это ваши проблемы».
Пропасть между этими фразами. Будто геологическая эра прошла. Не сглазить бы. В этой сборной нравится много чего. Улыбки нравятся в первую очередь.
Всегда такое различие бросалось в глаза. У игроков топовых сборных нет этой набыченной озабоченности. А на наших, бывало, глянешь — словно вторую смену пашут в цехе горячего чугуна. Но футбол — это же шоу. И здесь выигрывают не угрюмые, а жизнерадостные. Последние матчи показали, что и наши, похоже, это поняли. И стали улыбаться. Даже в самые натужные минуты. Даже когда вытягивали из последних сил матч в гостях с Казахстаном. Даже у Жиркова, когда летел «через не могу» забивать победный шотландцам, — и у того, кажется, мелькнул в лице свет.
Нравится главный, Черчесов. Его кавказский облик. Костюм с отливом, в котором отражаются Казбек и Джимарай-хох и который как бы говорит одновременно «не балуй у меня тут» и «а вечером к нам на обед, возражения не принимаются». Нравится, что никогда он не радуется напоказ. Но при этом видно, как у него там Терек бурлит внутри. Что прямо, без оговорок, заявляет: хотим выиграть Евро, чего там мелочиться. И чудится в этом общенародное: «Целовать, так королеву. Брать, так миллион».
Нравится, что на Кокорине с Мамаевым свет не сошелся и команда играть без них способна. Или — должна.
Нравится, что все такие разные и по-театральному характерные, как того и требует качественное шоу. Есть в команде свой балагур Дзюба, и свой задира Шапи, и свой золотой мальчик Головин.
И вообще, что состав сборной — натуральный интернационал и дружба народов.
А не нравится одно. В свое время начальники новой России на полном серьезе обсуждали возможность превратить футбол в идею, объединяющую нацию. Слава богу, дальше слов не пошло. Как бы очередной успех сборной не оживил то идеологическое чудище. Может, ну его, может, пускай эти проблемы так и остаются нашими — от греха?