Что лично для вас значит концерт «30 музыкальных историй»?
Солист Ренарс Кауперс: Само название подсказывает, что мы провели вместе аж тридцать прекрасных лет. Тридцать лет прошло с тех пор, как мы встретились в школе и решили создать группу. Московский и питерский концерты — это как воскресенье, когда ты можешь сесть за стол и посмотреть, какой была неделя. Мы выбирали между двумя названиями: «Итоги» и «30 музыкальных историй». Как видите, выбрали более поэтическое название. Сыграем знаковые композиции, кое-что из новинок. На московском концерте мы будем не одни, споем с «Кас той» «Про секс», с «Би-2» — «Скользкие улицы», с Сашей Петровым — «На заре». Он вместо Жени Гришковца прочитает текст и задаст новое настроение этой композиции. Кстати, Саша хочет сделать еще один сюрприз к нашему концерту, но пока не раскрыл деталей.
Я думаю, что кто-то еще из гостей добавится. Мы еще не знаем точно. Мы только что записали дуэт с группой «Сансара» на их композицию «К осени». Надеемся, что Саша Гагарин придет, и мы вместе ее споем.
В анонсах говорится, что в вашем шоу будет home video. Какое настроение оно создает?
Гитарист Янис Юбалтс: Я хочу, чтобы [клавишник] Марис [Михельсон] на тракторе катался, это будет home video.
Ренарс: Мы сделаем коллаж по мотивам выступлений группы за тридцать лет. Он будет показан перед концертом или после него, но в основном на концерте будет немного другая стилистика, не настолько навязчивая. Не будем смущать зрителя.
Он не должен сидеть, будто в кино, и смотреть что-то связанное с нашим тридцатилетием на экране. Мы будем разговаривать со зрителем через музыку, через песни… но, конечно, некоторые истории просто расскажем.
Помните свой первый концерт?
Марис: Да, очень хорошо. Кстати, когда я искал все эти home video, то наткнулся на съемку нашего первого концерта. Это удивительно: в 89-м году камеры встречались очень редко, но какой-то хороший человек попал на наш концерт с видеокамерой и снял весь концерт. Редкий случай — нам повезло.
А где вы тогда выступали?
Ренарс: В нашей школе. Почти все мы учились в одном классе, и в актовом зале состоялся наш первый концерт, приходили, конечно, наши друзья… Их было тридцать, они все песни знали, потому что ходили на наши репетиции. Было четыре песни, и мы исполняли их несколько раз, поскольку больше петь было нечего и надо было тянуть время. Страшно было очень, но как-то пронесло.
Многие группы, чтобы остаться на плаву, решаются на разные скандальные эксперименты. Вы никогда так не делали?
Янис: Нам нравится экспериментировать с музыкой. В 90-е, правда, мы были в Швеции на музыкальных рынках, раздавали свои записи на кассетах или дисках, говорили, что мы из Латвии, и никто не обращал внимания, потому что никто не знал, где Латвия. Мы решили сказать, что мы из Австралии, — и сразу появилось внимание. Но скандала из этого не получилось.Барабанщик Каспарс Рога: А еще на MTV Award в Германии мы хотели упасть с крыши, чтобы попасть в эфир, чтобы нас заметили. Мы реально полезли на крышу амфитеатра, но так и не решились! А вообще скандал привлекает внимание на короткое время, лучшее все равно остается после. Никто не знает, что в тренде.
Что самое главное для музыканта, что позволяет ему чувствовать себя живым, счастливым, наполненным?
Ренарс: Радость простых мелодий, как говорил Петр Налич. Для музыкантов главное — творить, и вот пока мы творим и выпускаем новые песни, клипы, мы чувствуем себя живыми. Мы, сами того не планируя, за последнее время выпустили множество новых коллабораций: с группой «Моя Мишель» — очень красивую песню «Рождество», продолжаем экспериментировать с группой «Би-2», записали песню Dasha, pls вместе с Brazzaville для проекта «Куртки Кобейна».