Фильмы

25 ноября 2019, 00:00
БОЛЬШАЯ ПОЭЗИЯ Режиссер Александр Лунгин С 28 ноября

Я участвовал в войне, я был телом для штыка

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Витя (модный Александр Кузнецов) и Леха (Алексей Филимонов) вместе воевали в Луганске, а теперь работают инкассаторами в одном из постоянно строящихся районов Новой Москвы. Леха — настоящий комок нервов, а Виктор — само спокойствие. Леха, несмотря на жену и ребенка, просаживает всю зарплату и влезает в долги на петушиных боях. А одинокий Витя любит Лорку, посещает кружок начинающих поэтов, где знакомится с матерью-одиночкой. Наконец, Витя видел на войне смерть, поэтому при попытке ограбления без колебаний открыл по налетчикам огонь. За проявленный героизм Вите от банка — денежная премия, от начальства — место на доске почета и предложение написать гимн для ЧОПа. А вот про Леху забыли, и ему стало немного обидно.

Режиссерский дебют Александра Лунгина, писавшего сценарии для поздних отцовских картин «Братство» и «Дама пик», принес ему и актерам призы на «Кинотавре» и других фестивалях. Кино получилось по духу мужским, если не пацанским. Тонко прописанными женскими персонажами тут пожертвовали ради тестостерона, мата и насилия. Также в наличии дружба и предательство, рифма между поэзией и войной, рэпер Face в колонках, поэт Родионов в эпизоде, несколько юношеское равнение на «Таксиста» Мартина Скорсезе — в общем, набор несколько сумбурный и наивный, но цепляющий за живое. Получилась экзистенциальная драма про лишнего человека, готового в любой момент покончить с собой, уничтожив весь мир.

Органичный в своем напряженном спокойствии Кузнецов и несколько завязший в амплуа гопников Филимонов («Бык», «Еще один год») составили колоритную пару. К финалу так привыкаешь к двум друзьям, что забываешь про раздутый хронометраж. Вспоминая фильм «Братство» Лунгина-сценариста, где сцена штурма была озвучена песней «Гражданской Обороны», ловишь себя на мысли, что такой саундтрек вполне подошел бы и «Большой поэзии». Хотя у Лехи и Виктора свои рифмы и свои герои. И свои тропы-дорожки — один идет в никуда путем самурая, а второй так и не может окончательно определиться, Леха он или не Леха.

Достать ножи 

Режиссер Райан Джонсон

С 28 ноября

130 мин

 076_rusrep_22-2.jpg

Популярного и состоятельного автора детективов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) находят с перерезанным горлом в его особняке, прямо после празднования 85-летия в кругу семьи. Похоже, дедушка выбрал такой необычный способ, чтобы покончить с собой, но нагрянувший частный детектив (Дэниел Крейг подурачился тут всласть) заявляет, что его нанял некий аноним и что теперь он будет вести расследование. Уже после первой беседы с детьми Тромби становится ясно, что причина для его убийства была почти у каждого. Крейг обращается за помощью к верной помощнице покойника, латиноамериканке Марте (великолепная Ана де Армас), которая обладает уникальным качеством — ее выворачивает наизнанку, когда она врет. В фильме хватает забавных деталей (например, разговоры про закрытие границы, явно пародирующие Трампа, и то, как члены семьи Тромби путают страну, откуда Марта родом, – то ли Уругвай, то ли  Бразилия). Но все же это не столько черная комедия, сколько по-хорошему старомодный детектив в духе романов Агаты Кристи и уморительного фильма 70-х «Последний круиз на яхте «Шейла». Райан Джонсон, которого совсем недавно проклинали поклонники «Звездных войн», вновь доказал, что умеет снимать кино, да и актерский состав не подкачал – от «железной леди» Джейми Ли Кёртис и бабника Дона Джонсона до вкрадчивого Майкла Шеннона, смешного Криса Эванса и мальчика из «Оно» Джейдена Мартелла в образе нацистского внучка.


Прекрасная эпоха 

Режиссер Николя Бедос

С 28 ноября

115 мин

 076_rusrep_22-1.jpg

Виктор Дрюмон (Даниель Отой), талантливый художник на пороге старости, не признает гэджеты и чурается модных трендов. Однажды жена (Фанни Ардан) после очередной ссоры выставляет его за порог. Работы у Виктора нет, жилье ему предоставляет любовник его супруги, бот жизни сел на мель. Но тут сын Максим дарит ему удивительный аттракцион — костюмированный перформанс, который переносит заказчика в любую выбранную им эпоху. Режиссер этих спектаклей для одного зрителя – Антуан (Гийом Кане), друг детства Максима. Виктор выбирает один счастливый день из 70-х, когда он познакомился с будущей женой, тогда еще рыжей. А затем занимает деньги и начинает возвращаться в тот день снова и снова, пока не влюбляется в актрису Марго (Дория Тилье), изображающую его благоверную в молодости. До одури милый и очень французский ответ «Шоу Трумэна» одинаково понравится франкофилам, юным девушкам и пенсионерам. Остальные могут полюбоваться на Отоя с окладистой седой бородой и нестареющую Ардан и удивиться первым пяти минутам фильма, снятым совсем в другом жанре.

Предатель 

Режиссер Марко Беллоккьо

С 28 ноября

135 мин

 076_rusrep_22-3.jpg

Томмазо Бушетта (Пьерфранческо Фавино), один из влиятельных сицилийских мафиози, прячется от соперников в Бразилии, пока те устраивает охоту на его друзей и родных в Палермо. Когда Томмазо арестовывают и экстрадируют в Италию, терять ему уже нечего — оба сына убиты, вчерашний друг оказался предателем. Бывший босс идет на соглашение с судьей и решает сдать всех своих врагов с потрохами. Несколько телевизионная по манере, но вполне увлекательная сага по реальным событиям выигрывает во многом благодаря таланту Фавино и колоритным сицилийским физиономиям, да и дедушка Марко Беллоккьо, в далеком 65-м мощно дебютировавший с фильмом «Кулаки в карманах», до сих пор не растерял таланта и хватки. Чего стоит одна сцена взрыва, снятая изнутри автомобиля.



Простой карандаш 

Режиссер Наталья Назарова

С 5 декабря

92 мин

 076_rusrep_22-4.jpg

Антонина Золотарева (очень естественная Надежда Горелова) — обаятельная художница из Санкт-Петербурга. Она приезжает в поселок Тихий, тьмутаракань и глушь, и устраивается в школу учителем рисования, чтобы быть поближе к мужу (Владимир Мишуков), отбывающему срок по политическому делу, и заодно знакомить детей с миром искусства. Среди деревянных домов и облезлых гипсовых пионеров бродит бытовое зло в лице Мишки Пономарева. Сам-то он парень не то чтобы страшный, но мешает груз авторитета: старший брат, вор и убийца, сидит в тюрьме, так что Михаил фактически вынужден трясти деньги со своих однокашников. Антонина Максимовна решает, что не будет его бояться. 

Тут есть и довольно прозрачная метафора (карандаши на заводском конвейере рифмуются со штабелями бревен, то есть искусство — с мрачным бытом), и равнодушные учителя с ментами, и надрывный монолог о том, что местным жителям ничего не надо, кроме пива и шашлыков, и многие другие приметы социальных драм в духе Звягинцева. Однако при всех минусах режиссеру Наталье Назаровой, дебютировавшей 7 лет назад с симпатичным фильмом «Дочь», где тоже были осенние леса и фактурный актер Мишуков, удается внести в свинцовую безнадегу биение жизни. Дело и в таланте Гореловой, и в хороших лицах непрофессиональных актеров, и прежде всего в общем трудноуловимом настроении, не позволяющем картине превратиться в очередную филиппику на тему «так жить нельзя».