Книги

25 ноября 2019, 00:00
Elena Pushkina

Ломброзо жив, просто очень плохо выглядит

Константин Мильчин, книжный обозреватель «РР»

Горячо рекомендую посмотреть сериал «Самый громкий голос». Это история Роджера Айлза (1940–2017), создателя американской телекомпании Fox News, крутейшего новостника и, судя по сериалу, просто омерзительного персонажа. Покойный Айлз заставлял подчиненных женщин спать с ним, он был ксенофобом и параноиком, он придумал полуправду и постправду, его канал втянул Америку во вторую иракскую войну (Fox убеждал зрителей, что Саддам и Усама заодно, а у Багдада есть оружие массового поражения, которое, как мы помним, искали долго и упорно, но не нашли). Наконец, это именно он привел Трампа к власти, а для творческой элиты Америки — людей, которые снимают сериалы и голливудские фильмы, сплошь демократов-либералов и почти социалистов, — это, наверное, самое страшное преступление Айлза.

Создатели сериала не скупятся на черную краску для Айлза и его соратников. Более того, ты довольно быстро начинаешь отличать хороших персонажей от плохих. Что это за жуткая дама, рожа кирпичом, которая могла бы без грима работать в Освенциме? Это, конечно же, одна из начальниц Fox. Это к ней приходили девушки, которых домогался Айлз, а она им советовала держать язык за зубами и даже угрожала. А вот человек со светлым, одухотворенным лицом — муниципальный чиновник в городке, где у Айлза загородный дом. Этот персонаж пытается заставить его уважать законы штата, округа и общества. Понятно, что наделение оппонентов «подозрительной» внешностью (уродство, иной цвет кожи, неправильный разрез глаз, слишком длинный нос, слишком короткий нос…) старо как мир. В XIX веке его даже пытались оформить как квазинаучное учение — доктор Чезаре Ломброзо считал, что придумал, как вычислять преступников по лицу. Именно из-за популярности подобного рода теорий пострадал Оскар Слейтер из книги про заступничество Конан Дойля. Роберт Айлз был удивительно неприятным человеком. И выглядел он ужасно. Но мы его не любим не за это.

Александр Христофоров

Политическое животное

Издательство «Флюид ФриФлай»

 

 polit.jpg

Роман о политических интригах в провинции у моря, неуклюжий и зачем-то разбавленный любовными линиями. Впрочем, фактура впечатляет. «Первоочередное — встреча нашего политического оппонента. Предлагаю заблокировать его машины грузовым транспортом на подъезде к месту встречи с избирателями. Ему придется идти значительное расстояние пешком, и по дороге с ним может что-то случиться. — Что же может с ним случиться? — Мы свое дело знаем, никакой крови, никаких жертв, просто несколько минут позора. — Для минут позора должны быть готовы СМИ».

Маргалит Фокс

Конан Дойль на стороне защиты

Издательство «Альпина нон-фикшн»

 

 konan.jpg

Как сэр Артур Конан Дойль пытался освободить из тюрьмы некого Оскара Слейтера, посаженного в тюрьму за убийство старушки, которого тот не совершал. Дело было шито белыми нитками, у обвинения не было ни одной улики, кроме свидетелей, под давлением полиции оклеветавших бедолагу. Все дело в том, что с точки зрения викторианской морали Слейтер был идеальным преступником — иностранец (немецкий еврей) и сутенер. А если иностранец и сутенер, то, значит, и убийца. Железная логика.

Кэтрин Пикеринг Антонова

Господа Чихачевы

Издательство «Новое литературное обозрение»

 histor.jpg

Потрясающее исследование о жизни самой заурядной (на первый взгляд) семьи русских помещиков: взгляды, быт, хозяйство. Что удивительно, в этой семье муж воспитывал детей, а жена ведала хозяйством. «Подобное распределение обязанностей поражает современного читателя, ибо кажется странным для России той эпохи, но Чихачевы — как и их соседи и друзья — не видели здесь ничего необычного. На самом деле многие их современники распределяли семейные обязанности сходным образом».

Алан Гринспен, Адриан Вулдридж

Капитализм в Америке

Издательство «Альпина Паблишер»

 

 kapit.jpg

Относительно редкая по нынешним временам книга — по сути, идеальная агитка, авторы которой (Гринспен, как мы помним, долгие годы возглавлял Федеральную резервную систему) прославляют капитализм как идею и Америку тоже, во многом, как идею. Обязательное чтение для тех, кто не мыслит своей жизни без бесконечных споров в соцсетях о геополитике и различных экономических моделях.