Новости науки

25 ноября 2019, 00:00
ESO-B.Tafreshi
На снимке — кольцеобразное лунное гало в горах пустыни Атакама. Такие гало возникают, когда свет Луны проходит сквозь тонкие облака в верхних слоях земной атмосферы, состоящие из микрокристалликов льда, которые меняют направление проходящих сквозь них световых лучей. На переднем плане — 3,6-метровый телескоп, занимающийся поиском экзопланет.
Планета

Чума на оба ваши дома

052_rusrep_22-4.jpg skeeze/pixabay
skeeze/pixabay

Таяние арктического льда, изменение морского ландшафта и неумеренный вылов рыбы в приполярных широтах вынудили морских млекопитающих осваивать новые места обитания. Перемещение животных привело к распространению инфекций — болезни, считавшиеся местными, приняли характер эпидемий. Речь идет, в частности, о вирусе чумы PDV, родственном вирусу, вызывающему чумку у собак. По данным исследователей из Калифорнийского университета, локализованное прежде в северной Атлантике заболевание через вновь открывшиеся пути попало в Тихий океан и поразило популяцию морских выдр, тюленей, морских львов и других животных. Вирус, способный убить морского котика за пару недель, передается другим видам и продолжает распространяться из приполярных областей в южные.

Виды

Кто твой папа?

052_rusrep_22-2.jpg mohamed_hassan/pixabay
mohamed_hassan/pixabay

Если ваше фамильное древо изобилует простыми городскими рабочими и бедняками, результаты ДНК-теста на отцовство могут вас удивить. В первом в истории науки крупномасштабном исследовании влияния социального контекста на внебрачные связи ученые сопоставили данные о 513 парах отцов и сыновей (согласно родословным), живших в последние 500 лет на территории Бельгии и Голландии, с анализом их ДНК. Как оказалось, большинство мужчин действительно связаны по отцовской линии, и лишь в 1% случаев дети рождались в результате внебрачных связей. Но низкий социальный статус и бедность отца в условиях с высокой плотностью населения (то есть в городе, а не в деревне) увеличивают вероятность появления внебрачных детей до 6%.

Клетки

Нейроны-географы

052_rusrep_22-3.jpg geralt/ pixabay
geralt/ pixabay

Ученые пока не до конца понимают, как устроена память, — например, есть ли нейроны, ответственные за конкретные воспоминания. Зато нейроинженеры из Колумбийского университета и Университета Эмори обнаружили, что при воспоминании о конкретном месте вспыхивает активность определенного нейрона. Эти нейроны как булавки на карте отмечают места, где происходили события прошлого: вот тут вы впервые поцеловались, а вот тут когда-то учились. В эксперименте приняли участие 19 добровольцев, которым для лечения эпилепсии ранее вживили электроды в мозг. Участники прогуливались в виртуальной реальности и запоминали расположение различных объектов. Затем исследователи просили вспомнить, где лежал тот или иной объект — и записывали активность отдельных клеток мозга. Поняв, какие нейроны связаны с тем или иным местом, ученым удалось по картине активности нейронов определять, что сейчас вспоминает доброволец.

Молекулы

Скользкая физика

Скоро улицы назло пешеходам покроются скользкой коркой льда. Но почему лед скользкий? Еще в 1859 году Майкл Фарадей предположил, что виноват тонкий слой воды, появляющийся между льдом и движущимся по нему объектом. На протяжении 150 лет ученым не удавалось выяснить, действительно ли есть этот слой жидкости. И как такой плохой смазочный материал, как вода, уменьшает трение? Но наконец французские физики из Высшей нормальной школы обнаружили слой жидкости толщиной в доли микрометра (тысячная доля миллиметра), а также показали, что ее вязкость в 100 раз больше обычной воды — примерно как у масел. Полученные результаты объясняют тем, что на поверхности образуется смесь дробленого льда и воды. Теперь, шлепнувшись на льду зимой, вы знаете, кто виноват.

Источники: (1) Goldstein et al. // Scientific Reports, Nov 2019; (2) Larmuseau et al. // Current Biology, Nov 2019; (3) Salman et al. // Nature Neuroscience, Nov 2019; (4) Canale et al. // Physical Review X, Nov 2019.

комментарий

«Без драмы! Иногда ОРВИ — это просто ОРВИ»

Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) составляют более 90% всех инфекционных заболеваний. Заболеваемость ОРВИ носит сезонный характер. Сезон начинается в конце осени, а пик сезона наступает в январе-феврале. При этом у детей ОРВИ регистрируют почти в 13 раз чаще, чем у взрослых. 14 ноября на встрече, организованной фармкомпанией «Гедеон Рихтер», специалисты обсудили методы лечения сезонных простуд у детей

Зайцева Ольга Витальевна, профессор, доктор медицинских наук, завкафедрой педиатрии 052_rusrep_22-1.jpg  из личного архива Зайцевой Ольги Витальевны
из личного архива Зайцевой Ольги Витальевны

Зайцева Ольга Витальевна, профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой педиатрии

Чаще всего ребенок сталкивается с вирусной инфекцией в детском саду и школе: в первый год посещения детского сада дети болеют больше, чем во все последующие. Так нарабатывается иммунитет к вирусам. Ребенок может болеть и по шесть раз в год, но если у него хороший иммунный ответ и болезнь протекает без осложнений, с ним не нужно ничего делать — организм справляется сам и только укрепит иммунитет. А может болеть всего три раза, но каждый раз долго и с осложнениями. Тогда необходимо лечение прямыми противовирусными препаратами. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения лечение необходимо начинать в течение 48 часов после проявления симптомов, зачастую не уточняя разновидность вируса. Спустя двое суток прием лекарства тоже имеет смысл; в этом случае он будет направлен на профилактику осложнений. Народные средства, такие как чай с лимоном или компоты, тоже не повредят — дадут хорошее количество жидкости и дополнительно небольшое количество витамина С. Однако при этом не нужно сильно увлекаться и силой выпаивать болеющего ребенка: организм в таком случае ответит только рвотной реакцией. И стоит помнить, что прием большого объема витамина С от вирусов не спасет, но зато может привезти к осложнениям — развитию мочекаменной болезни. Значение чеснока, тоже популярного в народной медицине, преувеличивать не стоит; достоверных медицинских исследований, доказывающих его эффективность, нет.

схема

Как сравнить возраст собаки и человека

Биологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего предложили формулу для пересчета возраста собак в человеческий, исходя из концепции эпигенетического старения, согласно которой с возрастом на ДНК накапливаются особые метки, схожие для разных видов. Согласно формуле, человеческий возраст = 16 * ln (возраст собаки) + 31, где ln — натуральный логарифм. На основе этой формулы исследователи построили график соответствия возраста собак возрасту людей. Оказалось, в начале жизни собаки очень быстро стареют: первый год собачьей жизни соответствует 31 году у человека. Но с каждым годом скорость старения собак замедляется, а в последние годы жизни она почти догоняет человеческую.

053_rusrep_22-2.jpg

цифра

053_rusrep_22-1.jpg
ранее неизвестных геоглифа нашли на плато Наска японские исследователи. Геоглифы на плато Наска в Перу — это гигантские, размером в десятки метров, видимые только с воздуха изображения животных и человекоподобных существ, созданные с неизвестной целью в период с 100 года до нашей эры до 300 года нашей эры. До сих пор их было известно только 70.