193 кейса счастливой жизни

Олеся Остапчук
9 декабря 2019, 00:00

Гильдия межэтнической журналистики объединяет в 47 регионах журналистов, которые занимаются освещением межнациональных и этноконфессиональных отношений. По их инициативе с 2008 года проходит ежегодный Всероссийский конкурс «СМИротворец». 25 ноября в Москве объявили победителей нынешнего года. «Русский репортер» поговорил с президентом Гильдии Маргаритой Лянге о проблемах, которые решает премия и о национальном вопросе в России

из личного архива Маргариты Лянге
Читайте Monocle.ru в

Какие материалы этого года вы бы могли назвать прорывными?

Всегда интересно наблюдать за тем, как появляются новые форматы. Вот, например, комиксы начали делать, этнические реалити-шоу. В этом году мы открыли номинацию «блоги» — благодаря этому узнали, что у нас огромное количество языковых активистов в стране. Один из победителей этой номинации, молодой казах Айвар Азаматов, снимает свою бабушку с присказками, чтобы популяризировать казахский язык. И у его проекта есть аудитория — более того, парень умудрился монетизировать эту историю! У некоторых наших министерств есть проблемы с финансированием, с изданием учебников. А у Айвара нет проблем, он разговорники выпускает, их покупают. Это как будто две параллельные жизни: жизнь государства и национальных активистов. Но это же неправильно. Они должны быть вместе.

Как вы с этим боретесь?

Разными способами стараемся всех подружить. Например, после «СМИротворца» мы всегда рассылаем «письма радости» руководителям регионов, говорим: «Cмотрите, у вас классные талантливые журналисты, при распределении субсидий, пожалуйста, обратите на них внимание».

Нам важно, чтобы люди перестали говорить: «У нас все плохо, мы никакие». Это неправда. Если бы все было так, у нас не было бы такой огромной территории, такого разнообразия. Мы, жители России, крутые и интересные. «СМИротворец», рассказывая о людях, вносит свой маленький вклад в эмоциональное здоровье общества, которое подорвано. У нас общество ведет себя как неврастеник. Это опасно, нас можно раскачать, дестабилизировать очень быстро.

Почему вы занимаетесь межэтнической журналистикой?

Прежде всего, это дико интересно! И потом, сейчас заниматься в СМИ общественно-политической тематикой довольно сложно: стало много пропаганды, каждому изданию кто-то диктует свои правила. Я давно в профессии, к тому же из журналистской семьи — если сложить стаж каждого, получится, мы в журналистике 103 года отработали! Межэтническая журналистика — та ниша, где можно приносить пользу, профессионально сохраниться, не идя на сделку с совестью.

К тому же это настоящая «золотая жила» с точки зрения тем, идей и смыслов. Пока недооцененная большинством федеральных СМИ. С последней оценкой, как выяснилось 29 ноября на Совете по межнациональным отношениям при Президенте страны, согласен и глава нашего государства.

Зачем народная культура и популяризация малочисленных этносов нужны современному человеку?

Что такое 193 народа в России? На самом деле это 193 кейса прекрасной, долгой, счастливой жизни. Мы все хотим быть счастливыми — а инструкция где? Инструкция в народной культуре, если правильно ее понимать.

Национальный вопрос долгое время был этаким Воландемортом из «Гарри Поттера» — тем, что нельзя называть. А ведь первая строчка российской Конституции гласит: «Мы, многонациональный народ…» Так почему мы должны об этой многонациональности молчать?

У нашей страны уникальный многовековой опыт добрососедской жизни разных народов. У нас никогда не было межрелигиозных войн и этнических чисток. Да, у нас, к сожалению, был факт депортации народов, но никогда не было геноцида по национальному принципу. И я не понимаю, почему мы должны равняться на страны, у которых не все так хорошо с национальной политикой и нет такого очевидно позитивного результата, как у нас.

Журналистский конкурс — всегда субъективная история. Как с этим обстоят дела у «СМИротворца»?

Мы старались уйти от корпоративной связки: «Я тебя знаю, ты мне нравишься, я дам тебе приз». У нашего конкурса несколько фильтров независимой оценки работ. Сначала работы смотрят коллеги из различных СМИ, которые вообще не знают ни этот регион, ни этих журналистов. Потом окружное жюри: только половина своих из этого региона, остальные — с другого конца страны, СМИротворцы прошлых лет. Всего конкурс состоит из двух этапов: окружного и федерального.

Самая большая награда для меня — когда после очередного «СМИротворца» проходит какое-то время и мне говорят: «Были на конкурсе, посмотрели на коллег, вдохновились и запустили что-то свое, новое».

В этом году на награждении выступали музыкальные коллективы, которые в своем творчестве объединяют фольклор с современной музыкой. Какое значение это имеет для вашей премии?

Первые десять лет мы приглашали на «СМИротворец» академические коллективы: хор Пятницкого, «Кабардинку», «Кантеле» и другие. Потому что в середине нулевых я заметила, что они гастролируют только за рубежом. Получается, что наша культура нам же и недоступна! И в концертной программе на награждении победителей мы решили показать, как это красиво. Оказалось, что для многих коллективов это было чуть не первое выступление в Москве за последние годы. А победители конкурса и зрители каждый раз удивлялись: «Они что, еще живы?!». Сейчас, отчасти не без нашей помощи, в обществе вновь возник интерес к этим коллективам — у них теперь все прекрасно с гастролями не только за рубежом, но и по нашей стране. В этом году мы сделали акцент на творческие группы, которые соединяют современную музыку с фольклором. Нам же важно, чтобы наша традиционная культура была тем, чем мы каждый день пользуемся, а не музейным экспонатом, на который приходят только посмотреть.