Театр

9 декабря 2019, 00:00
ТРИ ТОВАРИЩА? Режиссер и хореограф Юрий Смекалов Санкт-Петербург, Приют комедианта 21/01, 22/01

Служили три товарища. В балете

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Российский программист прилетает к своей девушке-балерине в Европу, и час, что будет ехать из аэропорта, разговаривает с ней по телефону.

От мира балета он далек — путает Михайловский с Мариинским и умудряется опоздать на первое действие из буфета.

Но девушку свою любит и, очевидно, старается — даже программку достает из кармана, рассказывая о походе в театр, чтобы подглядеть имена. С тремя артистами после представления программист познакомился, накатил коньячку, и вот рассказывает о них.

Таким нехитрым способом писатель Александр Цыпкин, дебютирующий в театре, и солист Мариинки Юрий Смекалов, завязывают разговор, в основе которого три реальные истории танцовщиков одного из главных музыкальных театров об изнанке балетного мира.

Три давних товарища и коллеги — солист, артист миманса и артист кордебалета — вместе учились. В разговорах они вспоминают одну и ту же девочку, отчисленную якобы за воровство часов. Она мечтала о современном танце, пробовала мужские партии и явно не вписывалась в систему. Девочка появляется не только в воспоминаниях — каждый из героев танцует с ней танец. В какой-то момент становится очевидно, что именно к этой повзрослевшей девочке и едет русский программист.

У него в финале тоже будет дуэт.

Фишка «Трех товарищей?» в дуэтах драматических и балетных, в голосе, который получают балетные на крошечной сцене Приюта комедианта.

И в том нерве, с которым они берутся за кажущуюся местами наивной историю. И в том, что они говорят о себе и своих балетных друзьях, о том, о чем правда хотят и имеют право говорить.

Солиста играет сам Смекалов, предложивший Цыпкину историю закулисья балета и размышление о том, что в свои 35–37 человек выходит из вакуума балетного и этот выход можно сравнить с тем, что чувствовали представители ремарковского «потерянного поколения». Да, «Три товарища» — любимая книга Смекалова.

Виталий Куликов, играющий мучающегося артиста кордебалета, сам после окончания Вагановки оказался в кордебалете у Эйфмана, страдал, затем поступил в Театральную академию, попал к Додину и от него ушел в Театр Ленсовета.

Александр Челидзе, танцовщик современного танца, много работает в Германии. Его герой — артист миманса, страдающий от невостребованности и боящийся куда-то уехать.

Девушку по очереди играют солистка Большого Виктория Литвинова и солистка Михайловского Сабина Яппарова. Именно их героиня заключает притяжение сцены в короткую формулу, за которую прощаешь бесхитростность спектакля: «Когда ты танцуешь — отдаешь душу. Когда хлопают — душа возвращается». И, конечно, хлопаешь.

Камень с души

Режиссер Анастасия Нефедова

21/12, 22/12

Тобольск, Свободный молодежный театр

 

 079_rusrep_23-7.jpg

Анастасия Нефедова — один из самых известных российских театральных художников, главный художник Электротеатра Станиславский, впервые работает и как художник, и как режиссер. «Камень с души» — спектакль-ландшафт на стыке театра и современного искусства. Он станет итогом Лаборатории перформативного театра и частью проекта «Арт-лаборатории» фестиваля-школы современного искусства «Территория». Практически все проекты «Арт-лабораторий» так или иначе стараются вступать в диалог с гением места, так вышло и на этот раз: участники лаборатории сложат образ Тобольска — через опыт прогулок по городу, найденные предметы и медитативный процесс взаимодействия с ними в театральном пространстве. А зрителям предложат находиться в зале столько, сколько они захотят. Полная длительность спектакля — пять часов.

Женщина-змея

Режиссер Олег Долин

13/12-15/12

Москва, Театр на Малой Бронной

 

 079_rusrep_23-6.jpg

Режиссер Олег Долин прошлым летом внезапно влюбил всю театральную Москву в традиционную итальянскую комедию дель арте и сказку Карло Гоцци «Зобеида», которую поставил во дворе РАМТа. А пока «Зобеиду» Москва ждет до весны, Долин продолжает работать с текстами Карло Гоцци: снова будут маски, площадной театр и волшебство с превращениями. На этот раз зритель будет следить за событиями вокруг Принца Фаррускада и его жены, принцессы Керестани. И есть основания полагать, что снова итальянская сказка окажется нам ближе, чем мы можем предположить. Да, спектакль открывает проект театра «Большие режиссеры — маленьким зрителям». Так что букируем время своих или чужих детей — с ними, скорее всего, будет веселее.

Пинтер для всех / Легкая боль

Режиссер Юрий Погребничко

23/12, 24/12, 09/01, 10/01

Москва, Театр Около дома Станиславского

Во-первых, в новом спектакле Юрия Погребничко, любимца московской интеллигенции, загадочного режиссера с репутацией мага и философа, играют Евгений Цыганов и Юлия Снигирь.

Во-вторых, пьеса Гарольда Пинтера «Легкая боль» предлагает порефлексировать о пограничных вопросах жизни человека. А учитывая, что в «Около» Погребничко ставит будто бы один спектакль, где живут постаревшие мушкетеры, где Раневская может быть юной, а Петя Трофимов — старым, лучшего места и повода искать ответы на эти вопросы придумать невозможно.

Ночной писатель

Режиссер Ян Фабр

14/12-16/12

Санкт-Петербург, БДТ. им. Г. А. Товстоногова, Фанерный театр

 

 079_rusrep_23-4.jpg

Ян Фабр — один из самых знаменитых современных художников и режиссеров, не пользуется телефоном и электронной почтой, пишет от руки и считает очень важным процесс соприкосновения ручки с бумагой. И конечно, всю жизнь Фабр ведет дневники, которые и легли в основу этого спектакля. Российскую премьеру «Ночного писателя» Фабр выпускает на сцене Фанерного театра — арт-объекта и театра, возникшего в честь столетнего юбилея БДТ и захватившего часть пространства и зрительного зала театра. А в одном из составов это путешествие из юности Фабра в его сегодняшнюю жизнь суперзвезды будет играть актер и режиссер Александр Молочников.