Виртуальное государство

Диана Дорофеева
9 декабря 2019, 00:00

Пользуемся ли мы государственными услугами, переехавшими в интернет?

Группы стран по индексу развития электронного правительства (EGDI) в 2018 году

Вроде бы в интернете проще записаться к врачу или зарегистрироваться по месту жительства: сэкономите и нервы, и время. Но насколько эта возможность доступна россиянам и готовы ли они ее использовать? Судя по данным исследования Департамента экономического и социального развития ООН «Электронное правительство 2018», все идет к тому, чтобы население даже не очень развитых стран могло получать госуслуги не выходя из дома. Россия относится к странам с очень высоким уровнем развития электронного правительства, занимая среди государствлидеров 32-е место с индексом 0,80. Индекс развития электронного правительства (EGDI) — среднее арифметическое значение трех важных показателей: объема и качества онлайнобслуживания (для России этот индекс равен 0,92), состояния развития телекоммуникационной инфраструктуры (0,62) и человеческого капитала (0,85). Лидирующие позиции в рейтинге занимают Дания, Австралия и Корея.

Но и россияне с годами все чаще предпочитают справляться с делами виртуально: 74% получали государственные и муниципальные услуги в 2018 году по Сети, половина из них сделали это ради медицинской помощи. Самые популярные цели — получение информации и запись на прием. Спрос на электронные госуслуги предсказуемо падает у людей старше 60 лет. Причины очевидны и ожидаемы: они предпочитают лично обсудить все вопросы с работниками госучреждений, делегируют поручения знакомым и родственникам или у них не хватает навыков и знаний, чтобы разобраться с заполнением онлайн-формы. 

 052_rusrep_23-1.jpg

МЛРД РУБЛЕЙ СОСТАВИЛИ ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В 2017 ГОДУ

Темпы виртуализации

Сколько процентов населения России в возрасте 15–72 лет, получавшего госуслуги, сделало это в электронной форме

 052_rusrep_23-2.jpg

Без очереди к врачу

Какие виды госуслуг в России получают в электронной форме (в % от численности населения в возрасте 15–72 лет, получавшего госуслуги в 2018 году)

 052_rusrep_23-3.jpg

Лучше лично

Причины, по которым россияне отказываются от использования интернета для получении госуслуг (в % от численности населения в возрасте 15–72 лет, не использовавшего интернет для получения госуслуг, 2018 год)

 052_rusrep_23-4.jpg

Сперва узнай 

С какими целями россияне используют порталы госуслуг (в % от численности населения 15–72 лет, использующего интернет для получения госуслуг в 2018 году)

 052_rusrep_23-5.jpg

Почти все возрасты покорны 

Какие возрастные группы в России получают госуслуги в электронной форме (в % от численности населения соответствующей возрастной группы, получавшего госуслуги в 2018 году)

 052_rusrep_23-6.jpg

ИСТОЧНИКИ: «ИССЛЕДОВАНИЕ ООН: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 2018. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО И ГИБКОГО ОБЩЕСТВА», ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ООН; СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «ИНДИКАТОРЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: 2019»; СЕРИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА», ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.