Никаких жалких процентов по депозиту и мизерных дивидендов, никаких брокерских и биржевых комиссий и одобренных списков эмитентов — все больше людей предпочитают возвращаться к вложениям в их первоначальной непосредственной форме. Речь идет о краудфандинге — альтернативном механизме привлечения средств от частных лиц на развитие бизнеса или некоммерческих проектов. Этот термин используется как для определения коллективного сбора средств вообще, на любых условиях, так и в узком значении — безвозмездный сбор (по сути, добровольные пожертвования). Из известных международных краудфандинговых платформ выделяется Kickstarter.com, а в России — Planeta.ru. Но мы ведем речь о краудинвестинге — более прагматичной, «коммерческой» краудверсии, позволяющей обычным людям вкладывать деньги в чужой бизнес и получать прибыль. При этом инвесторы ожидают бо́льших доходов по сравнению с банковскими депозитами и вложениями в акции крепко стоящих на ногах компаний, а бизнес рассчитывает на гибкое финансирование без залога под рискованные проекты, не имеющие шансов на банковское кредитование.
Разнообразие зарубежных краудплощадок впечатляет. Некоторые в качестве объекта инвестиций фокусируются исключительно на высокотехнологичных проектах или местных магазинах.
Большая часть площадок зарабатывает за счет премии за успешный результат привлечения инвестиций (success fee). Но стоит также выделить более сложные модели монетизации с платой за управление капиталом (management fee) и премией за результат (success fee).
По прогнозам Всемирного банка, в развивающихся странах годовой объем краудинвестиций может достичь 95 млрд долларов к 2025 году, и уже очевидно, что пока что маленький по мировым масштабам российский рынок будет стремительно развиваться — для этого есть все предпосылки. «Сегодня сложилась редкая ситуация: компании и потенциальные инвесторы не связаны между собой, находятся в вакууме отношений, — рассуждает Константин Шабалин, гендиректор инвестиционной площадки StartTrack. — Но компаниям нужны деньги, а инвесторам — доходность, поэтому инфраструктура развивается. Вероятно, скоро случится настоящий взрыв, новые игроки и инструменты создадут рынок объемом более триллиона рублей в год. И скорее всего, это будет только начало». С ним соглашается Владимир Сакович, руководитель инвестиционного департамента фонда «Сколково». По оценкам фонда, российский рынок equity crowdfunding (или краудинвестиций в капитал) равен сотням миллионов рублей в год. «Что же касается темпов роста, то можно обратиться к западным площадкам. Например, площадки Seeds, CrowdCube, OurCrowd в 2015 году показали рост, равный 191, 109 и 51 проценту соответственно», — говорит г-н Сакович.