«Наша продукция попала в Китай не потому, что мы предлагаем что-то такое, чего нет на рынке. Шоколада много везде, и в Китае есть, например “Алёнка”, “Бабаевский” и еще много брендов, — говорит Татьяна Вахрушева, менеджер по экспорту кондитерской компании “Собрание”. — Наш шоколад Sobranie, Bucherön отличается тем, что он модный. Китайцы сейчас смотрят на упаковку, а потом уже на качество. И тут чудесное совпадение: у нас и упаковка, и качество прекрасно сочетаются».
Основанная в 2011 году в Ярославской области фабрика «Собрание» с момента создания специализировалась на выпуске премиальной продукции — кофе, чая, а с 2013 года и шоколада. В качестве сырья для шоколадного производства на фабрике используют какао-бобы класса «элит» с острова Мадагаскар, из Эквадора, Венесуэлы, Ганы и Кот-д’Ивуара. Что касается кофе, то здесь у «Собрания» есть технологические достижения. В частности, компания запатентовала собственную технологию смешивания молотого и сублимированного кофе — модной мировой тенденции. В 2015 году предприятие получило международный сертификат качества ISO 22000:2005. При этом особое внимание ярославцы уделяют дизайну и качеству упаковки. «Потому что встречают всегда по одежке, — поясняет г-жа Вахрушева. — Весь шоколад идет в жестяных коробочках, с дополнительной упаковкой внутри, поэтому его очень любят дарить».
Предприятие экспортирует свою продукцию в 20 стран мира, в том числе с 2016 года — в Китай. За первое полугодие этого года, по словам г-жи Вахрушевой, выручка на китайском рынке составила почти 70 млн рублей, или 30% всего экспорта.
Горче, еще горче
Китайцы узнали о ярославском шоколаде благодаря продовольственным выставкам, проходящим на Дальнем Востоке, таким как «Дальагро», в которых «Собрание» регулярно принимает участие. «Многие китайские дистрибуторы приезжают на эти выставки, там знакомятся с различными продуктами и потом уже сами связываются с компаниями. Ряд партнеров у нас оттуда», — рассказывает Татьяна Вахрушева. Кроме того, по ее словам, попав на Дальний Восток, качественный вкусный продукт неизбежно оказывается в поле внимания китайских «челноков», переправляющих его сначала на Север Китая, а оттуда — в Центр и на Юг. Всего у «Собрания» четыре официальных партнера в Китае. Благодаря этому его продукция представлена чуть ли не во всех розничных форматах: в национальных сетях супермаркетов, несетевых магазинах, в зонах беспошлинной торговли аэропортов и, само собой, в онлайне.