В ближайшее время одним из наиболее динамичных направлений развития в российском агропроме может оказаться такая непривлекательная ранее отрасль, как овощеводство. Если в производство овощей защищенного грунта последние три года идет активный приток инвестиций, то в открытом грунте по-прежнему «властвуют» частные подворья (на 60–70% по основным видам овощей) и крестьянские кооперативы, продукция которых обычно сбывается на рынках или поступает в промышленную переработку. На полках же супермаркетов по-прежнему царит импортная продукция, особенно в зимний период.
Тем не менее рынок активно перестраивается: из-за антисанкций и девальвации рубля зарубежные поставки сокращаются (даже из «незапрещенных» стран), а внутреннее производство овощей основного (так называемого борщевого) набора демонстрирует активный рост. Первыми сориентировались небольшие и средние хозяйства — и заметно нарастили объемы производства. Их успех, по всей видимости, привлек и крупные агрохолдинги, которые почти достигли потолка в своих традиционных нишах и начали искать новые точки приложения капитала, в том числе и на не освоенном пока еще рынке овощей, объем которого ориентировочно оценивается в 300 млрд рублей (без учета частных хозяйств населения).
Сумма запланированных инвестиций сегодня составляет десятки миллиардов рублей, и часть из них уже осваивается. По прогнозам, такими темпами российские предприятия смогут полностью заместить импорт овощей борщевого набора уже через три—пять лет. Однако это предполагает и дальнейшее серьезное изменение структуры рынка: от валового производства, осуществляемого мелкими хозяйствами, в сторону интенсивного производства и высокотехнологичной переработки крупными компаниями. Иными словами, рынок, скорее всего, консолидируют вертикальные агрохолдинги, как это ранее произошло в производстве свинины и мяса птицы.