Цифровое сельское хозяйство уже лет пять назад стало активно растущим мировым трендом — именно с ним аграрии связывают дальнейшие перспективы повышения прибыльности, а государства — возможность получения международного лидерства в АПК. Оно появилось благодаря удешевлению интернет-технологий и сотовой связи, использование которых позволяет сегодня применять точечный мониторинг локального климата, почвы, растений, животных, передвижения техники и многое другое. Одно это уже помогло многим сельхозпредприятиям на треть, а то и более, сократить затраты на горючее, семена, воду, удобрения и средства защиты растений, корма и т. д. Затем, с появлением суперкомпьютеров и созданием специальных ИТ-алгоритмов, стало возможно анализировать накопившиеся за годы большие данные, что привело к еще большему эффекту в агропроме за счет составления карт урожайности и ведения более гибкого севооборота, персонифицированного подхода к животным и т. п.
Для России, которая после бурного роста в АПК оказалась на грани кризиса перепроизводства зерна, свинины и курятины, переход на цифровые технологии сельского хозяйства может оказаться чуть ли не единственной возможностью закрепиться на внешних рынках сбыта (и нарастить производство в отстающих подотраслях). К примеру, мы второй год подряд лидируем в мире по производству зерна и год — по его экспорту, но наша конкурентоспособность уже исчерпывает свои возможности, а появления новых существенных точек роста ожидать не приходится. Как подсчитали в Минсельхозе, урожайность у основного нашего конкурента — США — втрое-вчетверо выше, чем в России, а в целом стоимость сельхозпродукции на одного работника и вовсе в 22 раза больше (примерно такая же картина в животноводстве и птицеводстве). Помимо отставания в селекции и генетике наш агрокомплекс занимает 15-е место в мире по цифровизации, в том числе по причине низкого проникновения интернета и сотовой связи на селе. Между тем ИТ-технологии позволят всего за три-четыре года повысить эффективность агропрома в три–пять раз, увеличив прибыльность сельхозпредприятий на 20–50%, а затем еще больше. К тому же заделы для этого в России есть, равно как и невспаханные сельхозугодья. Крупнейшие агрохолдинги уже накопили позитивный опыт мониторинга полей и техники и вскоре начнут получать эффект от анализа больших данных. а разработки российских стартаперов порой опережают продукты западных инновационных компаний по многим технологическим показателям. К тому же, увидев новые горизонты, операторы «большой тройки» уже подумывают расширить зону приема, охватив дальние поля (это нужно для сбора информации с многочисленных датчиков).