В последние годы российский рынок органики рос быстрее, чем мировой, демонстрируя ежегодный прирост в 30–40%. В 2012 году оборот российского рынка биопродуктов, по различным оценкам, составил 120–140 млн долларов, а в 2014-м, по данным Союза органического земледелия, составил 190 млн долларов. Более 90% этого объема составлял импорт — в основном из стран Европы, которые продают в России продукты, изготовленные в том числе из купленного у нас сырья.
Пока только 2–3% россиян потребляют органическую продукцию, хотя исследования РОМИР, например, показывают, что переплачивать за здоровую еду готовы уже 58% опрошенных, а 21% знают, что такое органическая продукция, и стараются хотя бы изредка ее приобретать. Это говорит об огромном отложенном спросе, что и позволяет делать вдохновляющие прогнозы по производству.
«Потенциал рынка органической сельскохозяйственной продукции для России в среднесрочной перспективе — 300–700 миллиардов рублей. Просто потребитель пока дезориентирован и не понимает, какая именно продукция является чистой, — уверен бывший исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский. — Если в этом году закон об органической продукции будет принят, то уже к 2020 году в России количество сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции превысит 15 тысяч — сейчас их около ста. На селе будет создано от 750 тысяч до миллиона новых рабочих мест с высоким уровнем дохода. В странах ЕС в производстве органической продукции занято в среднем 10–15% фермеров. Соответственно, в России их число может составить более 30 тысяч человек».
Пока же объемы внутреннего производства органики и экспорта трудно подсчитать даже приблизительно: таможня не различает чистую продукцию и обычную, Росстат и вовсе не дает ясной картины. По подсчетам участников рынка, сертифицированной органики в России производят на уровне 2–3% от потребления, то есть примерно на 200–300 млн рублей в год.
Кто есть кто и что почем
Сам рынок органики у нас развивался стихийно. Лишь после 2000-х он начал очаровывать энтузиастов, которых сейчас около сотни (сертифицированных по эквивалентам европейских стандартов), а в целом, по результатам опросов региональных властей, проведенных различными институтами в 46 регионах страны, насчитывается от 70 до 260 хозяйств, практикующих биодинамическое земледелие. Крупнейших производителей и «пионеров» многие уже знают: это корпорация «Горчичная поляна» Александра Бродовского, «Органик» главы банка «Уралсиб» Николая Цветкова, «Агранта» Сергея Бачина, «Аривера» Ильи Калеткина и др. В основном они комбинирует импорт органики с собственным производством, в том числе в кооперации с частными фермерами. Из агрохолдингов органическую говядину, «молочку» и овощи практикует «Рузское молоко», а «Русагро» планирует запустить вскоре линейку биопродукции (незначительные технологические отличия от органики).