«Мы доказали простую идею: людей можно кормить рыбой вкусно, быстро и недорого. Мало какие заведения столичного общепита могут сегодня выпускать блюда с такой скоростью и таким высоким качеством, как у нас. Если бы мне до начала проекта описали ту логистическую систему, которую мы сегодня развиваем, я бы сказал, что подобное сделать невозможно», — рассказывает генеральный директор холдинга «Северная компания» и основатель сети рыбных магазинов-кафе «Моремания» Виталий Корнев.
Первый рыбный магазин-кафе «Моремания» появился весной 2015 года в Московской области. Сегодня их уже пять, большая часть расположена в Москве, но есть и магазин-кафе во Владимире. Открывшиеся заведения — это ответ Северной компании на конъюнктуру российского рыбного рынка последних лет. До 2014 года у оператора, специализирующегося на логистике охлажденной рыбы с короткими сроками хранения, было 12 распределительных центров по всей стране и несколько тысяч клиентов. Из-за введенного правительством продуктового эмбарго и выросшего по отношению к рублю курса доллара логистическую сеть пришлось сократить почти вдвое — объемы поставок рыбопродукции снизились на 40%, и в целом импортер лишился почти 70% выручки.
Желание остаться на плаву и увеличить доходы своей компании подтолкнуло Виталия Корнева к созданию принципиально новой модели бизнеса: «Потребители стали более экономными, разборчивыми, они хотят за меньшие деньги получить высокое качество — и мы должны идти им навстречу. Большинство традиционных каналов дистрибуции и федеральные сети, с которыми мы вместе росли в 2000-е годы, к сложившейся экономической ситуации оказались не готовы. До недавнего времени они развивались за счет своей централизованной системы, низких закупочных цен и простой логистики. Эта практика возможна, если торговать простыми товарами со стандартным качеством. Однако в сегменте скоропортящейся или дорогой продукции, где требуется экспертиза и транспортные расходы не так важны, подобное уже не работает. Теперь выигрывать будут те игроки, которые смогут настроить для потребителей более удобный сервис, повысить качество продукции и предложить доступные цены».
Итогом экспериментов Северной компании стал ее проект по созданию рознично-ресторанного формата «Моремания» — когда на одной арендованной площади размещается розничный прилавок с рыбой, кухня и места для посетителей ресторана. Любой посетитель может не только купить свежую рыбу, но и заказать из представленной рыбы блюдо в ресторане.