Успехи России в аграрной отрасли кружат голову: в короткие сроки мы обеспечили себе продовольственную безопасность по основным направлениям сельхозпроизводства, и главной задачей сегодня становится экспорт продукции. Если по экспорту зерна Россия уже завоевала лидирующее место в мире, то с продукцией более глубокой переработки, прежде всего с мясом, пока не все так гладко: конкуренция на мировом рынке очень высока.
Будучи естественным производителем зерна, Россия, как и Украина, и Казахстан, конкурирует на мировом рынке низкими ценами — на дешевое зерно всегда есть спрос со стороны небогатых стран — Египта, Бангладеш, Индонезии, Турции. Для того чтобы успешно развивать экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью, плодородия почв недостаточно. Важна вся совокупность экономических факторов развития отрасли — уровень развития технологий, степень зависимости от импортного сырья и племенного материала, себестоимость продукции, эффективность госуправления в отрасли и т. д. В этом смысле позиции России на мировом рынке весьма скромны. И пока мы остаемся валовым поставщиком дешевого сырья — зерна, рыбы.
Задача наращивания внутреннего производства по-прежнему стоит. Его росту будет и дальше способствовать эмбарго на импорт продукции из ряда стран. Но что делать с избытками продовольствия при снижающемся внутреннем потреблении, пока непонятно. О том, каковы перспективы России на мировом рынке и какие мировые тренды в ближайшее время будут актуальны для нас, «Эксперт» поговорил с директором отделения ФАО (Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН — Food and Agriculture Organization; FAO) по связи с Российской Федерации Евгенией Серовой.
— Какие основные тренды будут наблюдаться на мировом продовольственном рынке в ближайшем будущем?
— Давайте будем говорить о тех трендах, которые актуальны для нашей страны как участника мирового продовольственного рынка. Первое, что для нас важно, — этот рынок будет расти медленнее. В ближайшие десять лет огромного роста спроса на продовольствие, который наблюдался последние двадцать лет, уже не будет. Причин тому много: замедляется рост численности населения, достигнут некоторый уровень спроса в ответ на рост населения в предыдущие годы — спрос на продовольствие растет нелинейно от численности населения, сократился спрос на сельхозкультуры для биотоплива, поскольку развивается биотопливо второго поколения — не из сельскохозяйственного сырья (например, из тополей. — «Эксперт»). Нам как стране-экспортеру придется не открывать и занимать новые рынки, а кого-то вытеснять с уже существующих, что сложнее.