Российские птицеводческие агрохолдинги за прошлый и нынешний год совершили рывок в наращивании поставок своей продукции на экспорт. Если раньше они снабжали в основном ближнее зарубежье, считая сбыт птицы в дальние страны делом дорогим и хлопотным, то теперь выход на глобальные рынки стал вопросом «стратегического развития», а проще говоря, выживания. Разделавшись с импортом, который за последние десять лет снизился почти с 50% до нынешних 5%, отечественные агрохолдинги сейчас столкнулись с перепроизводством вследствие снижения спроса сначала у нас, а потом и в странах СНГ. На фоне произведенных в прошлом году 4,5 млн тонн мяса птицы в убойном весе, в этом году ожидается увеличение профицита сырья до 300–500 тыс. тонн, то есть почти до 10% общего объема производства. Основная причина — завершение инвестпроектов, рассчитанных на растущий рынок.
В 2014 году экспорт мяса птицы вырос по отношению к предыдущему году на 11,6%, а в 2015-м — на 19,6% (до 68,8 тыс. тонн, по данным Минсельхоза). Некоторые компании уже в этом году нарастили экспорт в десятки раз по сравнению с прошлым годом, так что к 2020-му эксперты прогнозируют рост поставок мяса птицы и субпродуктов на внешние рынки до 300–500 тыс. тонн.
Количественные достижения сопровождаются и знаковыми: в конце прошлого года российские птицеводы впервые вышли со своей продукцией в Европу, причем не с курятиной, а с индейкой, которую еще лет десять назад в стране почти не производили. Кроме того, крупные холдинги уже на низком старте в ожидании фактического открытия рынка КНР, где за десять лет ветеринарного запрета на ввоз российской птицы мы сдали позиции Америке.
Однако на новых рынках сбыта российская птица сейчас продается едва ли не по себестоимости, а то и дешевле. Ближайший тактический расчет почти у всех экспортеров один: за счет убыточных пока зарубежных поставок высвободить затоваренные склады и тем самым повысить цену на внутреннем рынке для сохранения безубыточного производства. Стратегический же замысел в том, что вслед за ростом узнаваемости российской продукции за рубежом цену на нее потом можно будет поднять, что обеспечит прибыльный сбыт птицы и развитие ее производства в целом.
Центробежный ноль
Если десять лет назад Россию вовсе не знали как поставщика мяса птицы, то вскоре мы вполне можем войти в пятерку заметных экспортеров наряду с Бразилией, США, Канадой и Евросоюзом. Еще в 2004 году за рубеж было вывезено лишь 400 тонн, а спустя всего пять лет — 7600 тонн в виде частей тушек, субпродуктов и колбасных изделий. С этого времени как раз начали укрепляться ведущие птицеводческие агрохолдинги, выросшие на обильных государственных субсидиях в рамках нацпроекта АПК. В среднем экспорт прирастал на 7–10% в год, и многим казалось, что после поставок 25 тыс. тонн курятины в 2012 году рост остановится из-за насыщения рынка СНГ, куда российские птицеводы в основном и поставляли свою продукцию. Но уже в 2013-м вывоз мяса птицы удвоился за счет начавшейся девальвации рубля — до 51 тыс. тонн: казахстанские партнеры охотно покупали российскую птицу вместо белорусской и распространяли ее в странах Средней и Юго-Восточной Азии. И хотя в 2014 году спрос в странах СНГ снизился после выравнивания курсов валют, нам удалось прибавить к экспорту еще 4000 тон (всего свыше 55 тыс.), а в 2015-м он увеличился до 68,8 тыс. тонн. Но теперь уже за счет все более уверенного выхода крупных агрохолдингов за пределы рынков стран бывшего СССР.