Законопроект «О производстве органической продукции» на прошлой неделе был одобрен правительством и внесен в Госдуму под ликование немногочисленных пока участников этого рынка. Он позволит сформировать в России регулируемый рынок органической, то есть подлинно чистой продукции, выращенной без агрохимикатов, ГМО, антибиотиков и прочих «хитростей».
Этот рынок в мире за пятнадцать лет вырос в пять раз, достигнув к 2016 году 80 млрд долларов и, по данным Evromonitor, оказался в топ-10 мировых потребительских трендов, поскольку богатеющее население развитых стран все больше ценит здоровую еду. Россия относительно быстро подключилась к мировому тренду: если в США и ЕС законодательство разрабатывалось более двенадцати лет (принято в 2012–2013 годах), то у нас — всего около пяти. Предполагается, что закон пробудит среди агропроизводителей интерес к этой продукции, объем которой в России составляет пока всего 160 млн долларов, или около 0,2% общемирового. Уверенность, что аграрии захотят осваивать новую сложную нишу (вырастить что-либо без химии сейчас трудно) основана на том, что в мире рост производства органической продукции сдерживается отсутствием новых чистых земель, которых в России в избытке — около 20 млн гектаров, притом что сертифицировано под органическое сельхозпроизводство всего около 400 тыс. гектаров. «По оценкам экспертов, Россия может занять на этом рынке от 10 до 25 процентов, то есть до четверти, просто потому, что у нас много земли», — заявил на последнем заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.
На самом деле первый законопроект об экологически чистой продукции появился в России еще в 2003 году, но тогда попросту не было предприятий, производящих «органику», поэтому законодатели решили прежде времени не городить огород. Но с 2010 года начали появляться первопроходцы в этой сфере, сейчас в стране насчитывается уже 70–80 предприятий, которые занимаются органическим растениеводством и скотоводством. Пока что они производят продукции всего лишь на 15–17 млн долларов в год, но эксперты уверены, что если закон заработает как задумано, то рынок сможет бурно расти и мы быстро заместим импорт, составляющий пока до 90% внутреннего рынка.