–Когда только проектировали площадку «Новосибирск Экспоцентр», на какие события и какой масштаб ориентировались и, следовательно, продумывали технические решения?
— Ориентировались в первую очередь, конечно, на ярмарочно-выставочные и конгрессно-деловые мероприятия. Существующая выставочная площадка «Сибирской ярмарки» на Красном проспекте на тот момент уже просто морально устарела. Было понятно, что Сибирскому региону требуется современный выставочный комплекс. Когда было принято решение взяться за проект «Экспоцентра», группа акционеров объездила много выставочных центров — не только в России, но и в Европе. Акционеры анализировали подходы к организации подобных комплексов в разных странах, смотрели, какие интересные технические решения применяются. Словом, уже на этапе проектирования в этот комплекс было вложено все самое передовое и перспективное в строительстве подобного рода объектов.
— Как мне кажется, в последние годы ситуация с выставками-ярмарками изменилась: находится в нисходящем тренде.
— Безусловно, ситуация на рынке эвентов меняется. Но, замечу, их не стало меньше, поменялся подход к их организации, в сторону большей зрелищности, информативности. Раньше, если вспомнить, были выставки в чистом виде, только стенды и демонстрация товаров или услуг. Сейчас эти выставки сопровождаются деловым, обучающим либо развлекательным контентом. Организаторы проводят онлайн-конференции и онлайн-трансляции, и возможности нашей площадки позволяют это сделать. Вот, например, в прошлом году в рамках деловой программы одной из выставок мы обеспечили возможность онлайн-трансляции масштабной конференции по smm-коммуникациям для тысячи онлайн-зрителей.
Еще одна тенденция состоит в том, что участники стараются больше использовать нестандартные формы и решения при строительстве стендов. Например, на Всероссийском съезде аритмологов мы возвели в центральном холле комплекса стеклянный куб, из которого шло вещание на все площадки форума.
— Вы говорите, что выставок не стало меньше, но изменилось их конструктивное содержание. Как вы под это подстраивались, пришлось ли добавлять какие-то технические, технологические и конструктивные решения?
— Здесь как раз, скорее всего, был обратный процесс. Знакомясь с возможностями нашей площадки, организаторы событий, как это правильно сказать, раскрепощались и креативней подходили к работе с пространством. Для примера, чтобы были понятны возможности нашей площадки: высота выставочного павильона такая, что можно построить макет трехэтажного дома и обеспечить подачу воды и света на все этажи. В павильон может свободно заехать комбайн. У нашей площадки нет технологических и технических ограничений — наше преимущество в том, что мы не ограничиваем креатив заказчика.
— Применимо ли к вашему бизнесу, к подобным выставочным комплексам такое определение, как «модные тенденции», и насколько ваша площадка в «модном» тренде?
— В первую очередь, это все решения, которые связаны с цифровыми технологиями. Но надо понимать, что то, что когда-то было новым и модным, как, допустим, технология беспроводного доступа в Интернет, сейчас уже просто «mast have» для любой подобной площадки.
Можно сказать, что самое важное требование, которое диктуется сегодня посетителем любого мероприятия, чтобы было что «запостить», и мы с легкостью удовлетворяем это требование. Возможности нашего штатного канала беспроводного доступа в Интернет позволяют одновременно «висеть в сети» сотням человек. У нас по всей площадке рассредоточены десятки точек доступа. Если мы понимаем, что выставка будет с высокой проходимостью, а в «Экспоцентре» будет находиться одновременно более тысячи человек, то мы расширяем канал, ставим дополнительное оборудование, усиливаем сигнал — таким образом мы можем обеспечить комфортную работу в сети для всех посетителей комплекса.
— К вопросу комфортности. Какие ваши критерии комфорта и на кого они распространяются?
— Комфорт, в буквальном смысле, для всех. Нам по сути удалось создать своего рода «экосистему» выставочного пространства. Для организаторов и экспонентов выставок или участников зрелищных мероприятий рядом с комплексом построена гостиница, она соединена с ним переходом, можно свободно передвигаться внутри комплекса, работать и отдыхать. Кроме этого, возможности нашей площадки позволяют организовать рабочий офис прямо здесь и обеспечить на месте все необходимое, вплоть до создания презентаций, рекламных материалов и печати полиграфии. Для посетителей это комфорт во время нахождения в выставочном центре, постоянный воздухообмен и поддержка комфортной температуры на всех задействованных площадках мероприятия. Например, когда у нас проходит концерт на 4,5 тысячи зрителей, у нас не душно — полнейшая автоматизация комфорта.
— Наверное, самыми технически сложными для вас являются крупные мероприятия формата «Технопром», ведь это одновременно и выставочная площадка, и конгрессная — необходимо обеспечить всеми необходимыми онлайновыми решениями.
— Вы знаете, «Технопром» для нас как раз не является технически сложным форматом. Как я уже говорил, у нас есть все необходимое для проведения подобного рода форумов. Но стоит отметить то, что это мероприятие показательно для нас с точки зрения обеспечения безопасности. Ведь к Экспоцентру в этом плане предъявляются повышенные требования при проведении каждого мероприятия и в десятикратном размере при проведении таких форумов, как «Технопром». У нас более сотни камер видеонаблюдения, рамки на входе и профессиональная служба безопасности.
— Если уж «Технопром» — не сложное мероприятие, что тогда для вас является сложным мероприятием?
— Мы оперируем несколько иными понятиями, нежели «сложное» и «простое». Повторюсь, технические и технологические возможности нашей площадки такие, что мы изначально работаем в плоскости «стандартное или нестандартное решение». Вот в прошлом году у нас проходила агропромышленная выставка, где одна зарубежная компания представляла демонстрационное оборудование с линией подачи корма коровам. При отсутствии возможности подачи воды и канализации реализовать это внутри павильона было бы невозможно, а у нас все коммуникации проведены по низу, по специальным техническим каналам, они расположены на расстоянии шести метров друг от друга — это позволяет поставить в любой точке павильона любую конструкцию, а к электричеству мы ее сможем запитать не только снизу, но и сверху. Как вы понимаете, вопрос сложности не стоит.
— В календаре «Экспоцентра» стало заметно больше концертных и зрелищных мероприятий. С какого момента вы начали работать в этом направлении?
— Можно считать, что отправным моментом для нас стал 2013 год, тогда на площадке прошло несколько масштабных музыкальных событий, среди которых концерт группы «Limp Bizkit», собравший на нашей площадке около 6 тыс. человек. С 2015 года мы стали развивать это направление комплекса более активно и закупили удобные мобильные трибуны. Всего на посадочных местах мы можем разместить свыше четырех с половиной тысяч человек. Как раз проведение концертных и зрелищных мероприятий является хорошим показателем возможностей площадки. В этом году в комплексе планируется проведение грандиозного шоу-концерта «Мega Dance 90-х» с участием Bad Boys Bluе, Boney M, Sandra и Лада Дэнс, а также танцевальных «баттлов», которые будут идти пять дней подряд. Одновременно будет задействовано несколько площадок — от небольших для мастер-классов, до центральной — со сценой, трибунами, концертным оборудованием. Под каждую концепцию, под каждую тему мы оборудуем отдельную площадку.
— Если в ближайшие несколько лет в Барнауле будет реализован проект конгрессно-выставочного центра, у вас появится конкурент. Расстояние между городами небольшое, можно сказать, будете конкурировать на одной поляне… Нет опасений в обострении конкуренции?
— Конкуренция бодрит, кто ее боится, наверное, не должен заниматься бизнесом. И вопрос не в том, боимся мы или не боимся, а готовы мы к ней или нет — команда Экспоцентра к ней готова. Во-первых, пока они будут строиться, мы будем нарабатывать свой опыт. Во-вторых, даже если оснастить площадку самыми невероятными технологическими решениями, это не даст особого преимущества, потому что никто никогда не отменит работу с клиентами. Клиентоориентированность — это как раз то, что нельзя купить. И, возможно, это самое ценное в арсенале нашего выставочного комплекса.