В начале апреля в Сибирском институте управления — филиале РАНХиГС (Новосибирск) прошел международный круглый стол, посвященный проблемам экономической интеграции приграничных территорий Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Тема нелегального оборота товаров, поставляемых через приграничные регионы, стала ключевой в обсуждении экспертов из России, Казахстана и Киргизии. И это легко объяснимо: даже по самым приблизительным оценкам ежегодный объем контрафактного и контрабандного товарооборота в России, значительная часть которого проходит именно через приграничные регионы, оценивается в 2,5 триллиона рублей. Как подсчитали коллеги-журналисты, в Новосибирске, где проходила дискуссия, на эти деньги, например, можно построить 62 моста через реку Обь. Понятно, что, отталкиваясь от таких масштабов, говорить об интеграции экономик разных стран можно, только планомерно разбираясь в базовых аспектах проблемы, учитывая ключевые факторы и нащупывая «слабые места». Как подтвердил круглый стол, заинтересованы в этом и власти, включая контрольно-надзорные органы, и легальный бизнес, и общественность.
Разобраться в понятиях
В декабре прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2020 года и плановый период до 2025 года. Оценить масштабы бедствий, связанных с «серым» рынком, премьер затруднился, лишь предположил, что в ряде отраслей доля подделок и контрафакта может достигать 50%. Озвучивать хотя бы примерный объем недополученных государством налогов глава правительства также не стал. Участники круглого стола в Новосибирске, представляющие бизнес в разных отраслях, охотнее делились цифрами.
Так, управляющий по корпоративным вопросам в регионе Сибирь и Дальний Восток компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков представил данные авторитетного международного агентства Nielsen, занимающегося аналитикой разных рынков, в том числе табачного. По оценкам российского представительства Nielsen, доля нелегальной табачной продукции в России в третьем квартале 2016 года увеличилась более чем в два раза, с 1,04% в аналогичный период годом ранее до 2,23%. Это самый высокий уровень нелегальной торговли сигаретами за последнее время. При этом основным источником контрабанды сигарет (67%), по данным Nielsen, являются страны Евразийского экономического союза. На границе с Казахстаном произошел трехкратный рост контрабанды — с 1,1% в прошлом году до 3,5% в 2016-м. В Омске на нелегальные сигареты пришлось 10% (против 1,9% в 2015 году), в Рубцовске (Алтайский край) — 30% (против 6,3%).
Итого, по данным аналитиков, потери российского бюджета от нелегальной торговли сигаретами оцениваются примерно в 20 млрд рублей. И это при условии, что табак — далеко не самый широко представленный на «сером» рынке товар. По сведениям Высшей школы экономики (ВШЭ), самая высокая доля подделок фиксируется на рынке алкогольной продукции (примерно 40%) и в легкой промышленности (35%). За ними следуют рынки парфюмерии и косметики (20%), продовольствия (10%). И только потом идет табачный рынок. Сопоставив цифры, оценить ущерб бюджета государства от «теневого» сектора становится проще, но страшнее. В целом, согласно результатам последнего исследования ВШЭ, каждый десятый товар, продаваемый в России, является подделкой. Доля контрафакта в общем обороте розничной торговли составляет примерно 9%.
Однако нельзя забывать, что незаконная продукция поступает на российский рынок не только из-за рубежа («серый» импорт, контрафакт), но и производится внутри страны (неучтенное производство, подделки, фальсификат). А значит, и возможность отследить попадание такого товара на прилавки у контролирующих органов разная.
«Зонировать» ответственность
Органов, надзорных и регулирующих разными способами законность производства и оборота товаров, в том числе и в приграничных территориях, в нашей стране много. ФАС, МВД, таможня, прокуратура, Роспотребнадзор, Минпромторг и специальные межведомственные комиссии. Только вот на практике пока система дает сбой. Может быть, потому что «системе» не хватает системности?
По словам представителей транспортной прокуратуры, участвовавших в круглом столе, правоохранительные органы уделяют случаям контрафакта достаточно внимания, но непосредственно выявлением таких фактов занимаются органы полиции и таможни, прокуратура же осуществляет надзор и контролирует, чтобы комплекс принимаемых мер был достаточно полным. Проще говоря, рассматривает ситуации только по факту обращения о нарушении. «Если же речь идет о товарах государств-членов таможенного союза — здесь полномочия прокуратуры уже исчерпаны, — объясняет старший прокурор отдела по надзору за исполнением в таможенной сфере Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Наталья Глебова. — Такая продукция легально находится на территории РФ, а разница технических регламентов, акцизов — не наша юрисдикция. Но, тем не менее, каждый раз, когда речь идет о «серой» зоне экономики в приграничных территориях, мы говорим о том, что необходимо урегулировать уровень правоохранительной деятельности, уровень ставок и пошлин, акцизов. Тогда, может быть, мы придем к единому мнению».
Об ограничении полномочий в оценке товарооборота говорят и сотрудники таможенных органов: по словам их представителей, контроль в свободной экономической зоне — вблизи государственных границ на территории Евразийского экономического союза — не ведется. Исключения составляют случаи контроля соблюдения запрета на ввоз санкционной продукции, когда таможенники вместе с представителями полиции выезжают на границу.
Как пояснил Дмитрий Шарков, взлет доли рынка нелегальной табачной продукции в разных сегментах был отмечен с 2012 по 2015 годы. Но в 2016 году тенденция изменилась, поскольку вырос объем нелегальной табачной продукции из стран Евразийского экономического союза.
«Это произошло вследствие роста цен на легальные сигареты в результате значительного повышения акцизных ставок, отсутствия гармонизации ставок акциза в странах-членах ЕАЭС и падения реальных доходов населения», — объясняет представитель табачной компании.
Участники круглого стола сходятся в оценках: в большинстве случаев нелегальная продукция ввозится в обход пунктов таможенного контроля. Наиболее высока ее доля в регионах, граничащих с Белоруссией, в частности, с Казахстаном. В Сибирском федеральном округе, граничащем с Казахстаном, особо выделяются Омская область, Алтайский край и Новосибирская область.
По мнению вице-ректора по стратегическому развитию, исследовательской работе и международному партнерству Академии государственного управления при президенте Республики Казахстан Айгуль Кошербаевой (Астана, Казахстан), проблема нелегальной торговли и контрабанды в приграничных территориях ЕАЭС тесно связана не только с непрозрачными правилами товарооборота и отсутствием четких регламентов у контролирующих органов обеих стран, но и с социально-экономическим фактором. Низкий доход и уровень жизни населения зачастую является причиной вовлечения в незаконную торговлю как продавца, так и покупателя контрафакта.
Тем не менее, считает руководитель юридического департамента ГК «Мегаполис» (крупнейший дистрибьютор табачной продукции в РФ) Алексей Андронов, экономический фактор в секторе незаконной торговли всегда будет ключевым: «Этот фактор является определяющим. До тех пор, пока в рамках Евразийского экономического союза не будут компенсироваться акцизные ставки, проблема контрафакта не будет решена, потому что, и мы с вами прекрасно это осознаем, какую бы ответственность не предусматривал закон, мы ситуацию не изменим до тех пор, пока экономически это будет выгодно. Компании «Мегаполис» принадлежит порядка 65% российского табачного рынка дистрибуции, поэтому мы знаем о проблеме не понаслышке. Я возглавляю юридическую службу компании «Мегаполис» и вхожу в экспертный совет федеральной антимонопольной службы по развитию конкуренции табачной продукции. Для примера — акцизная ставка на сигареты в Белоруссии в четыре раза ниже, чем в России. Сложно отрицать, что при таком положении дел даже самый сознательный потребитель, наверное, к сожалению, пойдет на нарушение. И такая ситуация далеко не только на табачном рынке!»
По словам Алексея Андронова, к общей радости участников рынка, первые шаги на пути к гармонизации акцизов были сделаны: в частности, направлено официальное письмо Минфина России комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам с предложением к 2022 году в рамках ЕАЭС установить единую ставку на сигареты.
Объединить усилия
Озабоченность участников рынка акцизных товаров разделяет и представитель пивоваренной компании «Балтика» Ольга Егорова: «Мы стремимся к расширению торгово-экономических связей, к их упрощению для членов таможенного союза, упуская те слабые места, которые впоследствии ударяют не только по бюджету, но в том числе и по потребителям, и по легальным законопослушным производителям. Проблемы эти очевидны. Думаю, что сейчас тот этап, когда их нужно структурировать, обозначить эту лакуну в законодательстве и понять, каким образом мы, производители, можем принять участие в решении проблемы».
Способствовать изменению ситуации, по мнению Ольги Егоровой, может честное партнерство между участниками рынка в единой экономической зоне. Так, например, Российским союзом пивоваров несколько лет назад был принят Кодекс чести участников рынка, которые признают «важность формирования единых норм работы пивоваренных компаний, основанных на законодательстве РФ и высоких этических стандартах».
«Кто не слышал от друзей историй про то, как ему привезли прекрасную казахскую водку или чудесный казахский коньяк? Надеюсь, что среди нас таких людей просто нет! Но проблема в том, что всплеск вот этой кривой статистики по контрафакту — это период нескольких последних лет, когда практически всем известно, что такая продукция существует и где ее можно купить. Поэтому мы за то, чтобы такие каналы исчезали под воздействием нашей совместной работы. Консолидация в этой сфере очень нужна», — уверена представитель «Балтики».
Впрочем, о необходимости консолидации усилий говорили все без исключения участники круглого стола.
«Мы как компания, которая ведет бизнес честно и открыто, с соблюдением всех требований законодательства, сотрудничаем с правоохранительными и государственными органами в этой сфере и считаем, что только взаимодействие на всех уровнях может решить если не полностью, то, по крайней мере, как приблизить решение этой проблемы, — подтверждает Алексей Андронов, и отмечает, что регламентов, указов и кодексов, регламентирующих рынки, в России достаточно. — Многие говорят о том, что не хватает у государства механизмов, позволяющих минимизировать незаконную торговлю. Это не совсем так. Законодательство в сфере товарооборота предусматривает достаточно четкую ответственность. В частности, уголовный кодекс, административный кодекс, существуют многочисленные указы и постановления и т.д. Наша общая задача заключается в том, чтобы запустить этот механизм, чтобы он работал на разных уровнях и ни один из фактов нарушения законодательства о торговле не оставался ненаказанным».
Подводя итоги встречи, участники круглого стола признали, что борьба с «теневым» рынком в стране требует мобилизации усилий и средств как органов власти, так и самого бизнеса. И хотя пока эту борьбу в нашей стране успешной не назовешь, в сравнении с многими европейскими странами, потери российского рынка от засилья нелегальной продукции выглядят довольно скромно.
Представители бизнеса отметили, что рассматривают круглый стол как важную экспертную площадку, где можно поделиться не только проблемами, но и идеями, способствующими решению проблемы.
«Если есть комиссия, которая работает в регионе по противодействию нелегальному обороту промышленной продукции, мы предлагаем создать специализированную рабочую группу в рамках комиссии, чтобы рассмотреть специфику именно подакцизных товаров. Не только у табачного рынка есть такие проблемы, но и у рынка ГСМ, алкоголя. У каждого уровня власти, как уже отмечено, есть свой спектр полномочий и нормативная база. Самое важное теперь — это выстроить взаимодействие и обеспечить правоприменение действующих норм. Комиссия позволяет объединить все органы, работающие в этом направлении, выработать дорожную карту деятельности на 2017–2018 годы и совместными усилиями ее реализовывать», — подытожил Дмитрий Шарков.