Четвертый год кадровый холдинг АНКОР и корпорация Randstad — один из лидеров мировой кадровой индустрии — проводят крупнейшее независимое исследование, по итогам которого выявляют самых привлекательных работодателей России.
В 2017 году проект Randstad Award охватил свыше 3 500 ведущих корпораций в 26 странах мира. Крупнейшее в мире исследование привлекательности работодателя проводит во всех странах-участницах ведущая международная исследовательская группа TNS Global. В России исследование было проведено в режиме онлайн-опроса в декабре 2016 года, имена победителей Randstad Award 2017 были определены по результатам опроса более 14 000 респондентов в восьми федеральных округах страны. Исследование охватило 20 индустрий рынка. Своим примером собирательный образ идеального работодателя помогали создавать 250 крупнейших (по численности персонала) компаний.
Каковы же ключевые факторы выбора работодателя соискателем? Давайте разберемся.
В России традиционно первые два места занимают такие факторы, как заработная плата и финансовая стабильность компании. В этом году за заработную плату «проголосовали» 69% респондентов, за финансовую стабильность компании — 60%. Своеобразным откровением этого года стало то, что впервые за все время проведения исследования в России замкнули тройку лидеров не гарантии долгосрочной занятости, а возможности карьерного роста (42%). На протяжении последних трех лет важность гарантий долгосрочной занятости отмечали более 40% участников опроса (2014 год — 44%, 2015 год — 44%, 2016 год — 48%). В этом году впервые гарантия долгосрочной занятости не достигла отметки 40% — лишь 36% респондентов назвали его одним из ключевых критериев выбора нового места работы.
«Это является одним из свидетельств того, что кризисная ситуация в экономике, которую мы наблюдали на протяжении последних нескольких лет, постепенно сменяется стабильностью», — поясняют в кадровом холдинге АНКОР.
Помимо ранжирования ключевых критериев выбора места работы респонденты также оценивают, насколько та или иная известная им компания демонстрирует эти критерии. По мнению людей, работодатели пытаются привлечь таланты, делая ставку на критерии, которые не являются самыми важными для них.
Так, согласно результатам исследования 2017 года, большинство российских работодателей рассчитывают повысить свою привлекательность, акцентируя внимание кандидатов на социальной ответственности компании. Между тем в рейтинге ключевых факторов выбора работодателя этот критерий занимает последнее место. Вторым по значимости работодатели считают наличие баланса между работой и личной жизнью, тогда как в рейтинге соискателей этот критерий расположился лишь на шестом месте. Финансовая стабильность компании — один из самых важных для россиян факторов (второе место в рейтинге соискателей) — в рейтинге работодателей заняла в этом году последнее место.
Таким образом, сильные разрывы в восприятии соискателей и работодателей свидетельствуют о том, что многие компании не знают, каковы представления их потенциальных сотрудников о работе мечты. Для того чтобы стать привлекательным работодателем, компаниям следует внимательнее изучить ожидания их целевой аудитории — специалистов, которые интересны им как кандидаты.
Первое место по привлекательности для соискателей из России по-прежнему занимают крупные транснациональные компании, затем — работодатели в сфере государственной службы и некоммерческого сектора, а замыкает тройку предпринимательство и собственный бизнес. Тем не менее, есть основания полагать, что в ближайшей перспективе привлекательность крупных компаний будет постепенно снижаться: общемировые тенденции, как правило, проявляются в нашей стране с некоторым опозданием.
В стремлении исследовать современные тенденции и мнения по всем аспектам труда и занятости Randstad включил в круг дополнительных вопросов исследования тему автоматизации рабочих процессов. Респонденты поделились своими ожиданиями от автоматизации труда применительно к их работе и оценили готовность переквалифицироваться в случае, если их профессия окажется невостребованной в результате автоматизации.
Большинство респондентов — 52% — полагают, что автоматизация облегчит их труд, 37% считают, что она никак не отразится на их работе, 7% выразили беспокойство тем, что в результате автоматизации они могут остаться безработными. Любопытно, что наибольшие опасения лишиться работы вследствие автоматизации характерны для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет: среди этой группы респондентов доля выбравших ответ «Автоматизация лишит меня работы» составляет 10%.
Логичным продолжением исследования стал вопрос о том, готовы ли соискатели к переквалификации в случае, если в результате роботизации их специальность станет невостребованной. Ответ «Готов, если буду получать как минимум столько же» выбрали 70% респондентов, «Мне это не нужно» — 25%, «Готов ради перехода на новую работу» — 3%.
Участники исследования поделились своими планами относительно смены отрасли, в которой они работают, в будущем. Большинство — 36% россиян — отметили, что они могут перейти в другую отрасль, так как несильно «привязаны» к текущей. 33% оказались готовы к переходу лишь в том случае, если уровень дохода будет как минимум равен нынешнему. 20% задумаются о смене отрасли, если не сумеют больше найти работу в своей отрасли.
Так где же получить подробную информацию о компании и как удостовериться в том, что работодатель имеет достойную репутацию? По 49% набрали такие источники информации, как сайт компании и материалы в Интернете, 46% — мнение членов семьи и друзей. Работные сайты являются ценным источником информации о репутации работодателя для 37% россиян. Социальные сети вообще не набрали сколько-нибудь значимого объема голосов.
Ответы респондентов, проживающих на территории Сибирского федерального округа, во многом совпадают с ответами россиян в целом. При этом, однако, есть ряд вопросов, отвечая на которые жители Сибири «не согласились» со среднестатистическим жителем остальной части страны.
Так, например, наблюдается расхождение в части привлекательности отраслей по ключевым критериям. Фаворитом сибиряков стала сфера информационных технологий: она лидирует по трем из девяти критериев. Жители Сибири уверены, что в IT-компаниях легче, чем где бы то ни было, сохранить баланс между работой и личной жизнью, что именно эти компании обладают лучшей репутацией, а также позволяют работать в приятной атмосфере. В целом по стране картина выглядит иначе: баланс между работой и личной жизнью, по мнению россиян, легче сохранить, работая в промышленности, а по критериям «хорошая репутация компаний» и «приятная рабочая атмосфера» лидируют работодатели в сфере бытовой техники и электроники. Фаворитом же среднестатистического россиянина стала нефтегазовая сфера, лидирующая по трем критериям: финансовая стабильность компании, гарантии занятости и возможности карьерного роста.
Любопытно также отношение жителей Сибири к вопросу роботизации. Женщины, проживающие здесь, значительно более оптимистичны, нежели мужчины. Так, среди первых 56% уверены, что автоматизация улучшит их работу, тогда как среди вторых так ответили лишь 47%. Женщины выразили также большую готовность к переобучению, в случае если их специальность окажется невостребованной в будущем — 76% против 69% у мужчин.