Мхом поросли

Татьяна Елистратова
23 апреля 2017, 19:08

Если идея вашего бизнеса во всех смыслах «лежала под ногами» — возможно, вы занимаетесь производством декора из стабилизированного мха. Компания GreenRoom, основанная в начале 2010 годов новосибирским предпринимателем Юрием Соколовым, вывела на российский рынок и популяризирует использование стабилизированных растений в декоре интерьера. Спрос на цветы и мох с «увеличенным сроком эксплуатации» растет с каждым годом в десятки раз.

 28-01c.jpg

Насыщены глицерином

Идея для бизнеса появилась в 2012 году — тогда жена Юрия, узнав о подобных проектах за границей, предложила развивать это направление в России. «В Европе стабилизацией растений занимаются с 1980 годов, но даже за столько времени в нашей стране подобные проекты большой популярности не получили. Мне эта идея понравилась, хотя на тот момент я занимался совсем другими проектами. Даже сейчас этот рынок считается молодым и неразвитым, информации в Интернете очень мало, и по большей части — это стереотипы, знания о технологиях приходится собирать по крупицам. Я увидел эту абсолютно свободную нишу и решил использовать возможность развивать бизнес с надеждой, что спрос появится со временем. Спонтанно получилось продать эту идею первому заказчику, сумма сделки была около 500 тысяч руб­лей. Закупили на свой страх и риск сырье в Норвегии и своими руками создали фито-стену», — вспоминает Юрий. Сегодня деятельность GreenRoom заключается в производстве композиций, дизайнерских объектов, фито-стен и панно с использованием стабилизированных растений, в первую очередь — мха ягеля.

Сырье для производства предприниматель закупает в Европе — Норвегии и Финляндии. «Там ягель — это сорняк, который идет на корм для оленей. Поэтому пока все производство и переработка сконцентрированы именно на севере Европы», — поясняет Соколов. Основа технологии стабилизации растения заключается в том, что из него выкачиваются внутренние жидкости, которые отвечают за фотосинтез и гниение, вместо них мох заполняется раствором глицерина. «Он совершенно безопасен и главное — хорошо удерживает влагу. Благодаря этому растение остается мягким. Но когда выкачивается сок, уходит цвет, поэтому мох красят пищевым красителем», — рассказывает предприниматель. В палитре могут оказаться совершенно разные цвета и оттенки: например, в образцах GreenRoom заказчик сможет выбирать синий, желтый, красный, оранжевый, лиловый или один из пяти оттенков зеленого — всего в палитре около 20 цветов. «Самое сложное — это сборка панно, ведь это ручной труд. Мох подрезается и с помощью горячего клея крепится на основу — мягкую или твердую. Монтаж, в свою очередь, занимает всего несколько минут», — комментирует Юрий Соколов. На выполнение заказов, как правило, требуется от одного дня до двух недель — в зависимости от размеров и сложности конструкции. К производству в Новосибирске Юрий Соколов привлек пенсионеров и инвалидов, которые могут выполнять работу на дому — так, в команде компании GreenRoom работают восемь человек. Как объясняет предприниматель бизнеса, это помогает существенно оптимизировать затраты и решает социальные задачи.

Еще одна особенность зарубежного сырья — мох сразу обработан огнеупорным составом. И хотя глицерин пожаро­опасен, панно с финским мхом не загорится. «За годы работы мы сами много раз испытывали это сырье: и поджигали, и сушили феном — ничего. Для нас жаропрочность — очень важная характеристика. Например, однажды мы делали панно из мха для кухонного фартука. И хотя оно монтировалось под каленое стекло, соседство с варочной панелью — довольно опасное», — рассказывает Юрий. По его наблюдениям, финские технологии — самые передовые на рынке, при этом секреты производства не раскрываются.

«Да, пока мы работаем с зарубежным сырьем, но это накладывает свои сложности — логистика, таможня, закупочные цены зависят от курса валют. В этом году мы планируем запускать свое производство с переработкой — будем самостоятельно стабилизировать и окрашивать растения. Производство имеет сезонность для заготовки сырья и сложности его хранения в зимний период. А некоторые мхи занесены в Красную Книгу на территории России и требует разрешения для вырубки, поэтому, возможно, производство будет базироваться в тайге — это тоже накладывает ограничение на логистику и трудовые ресурсы. Один из ключевых нюансов — спрос. Для инвестиций в собственное производство нам нужно обеспечить сбыт продукции, в этом году мы уже вышли на необходимые показатели, ведьспрос увеличился в двое по сравнению с прошлым годом и продолжает расти», — убежден Соколов.

Ключевыми клиентами компании основатель GreenRoom считает хорошо обеспеченных людей, собственников элитного жилья и крупные компании. «Запрос людей на экологичность, натуральность, безопасность растет с геометрической прогрессией, даже у нас самые популярные цвета при заказах — оттенки зеленого. Разноцветный мох используется больше для логотипов — такой заказывали, например, Coca-Cola и Сбербанк. Для некоторых компаний мы делаем пресс-волы на войлоке, его можно скрутить, перевозить, и со мхом ничего не будет».

Кроме того, мох не требует специального ухода, а самый устоявшийся стереотип — что его нужно обрызгивать. «Если так делать, во-первых, может смыться пищевой краситель, а во-вторых, влага абсорбируется в месте склейки растения с основой, и может завестись плесень. При этом мох не обладает статикой, по­этому меньше пылится, а чистить его просто: щеткой или даже пылесосом на небольшой мощности. Для поддержания внешнего вида нужно просто сохранять влажность воздуха около 40 процентов. Если вдруг она упала, например, в отопительный сезон, и мох подсох, то можно включить комнатный увлажнитель, влага впитается и вернет прежний вид декору. А в этом году мы создали новые сорта мха — папортниковый и лесной, которые не требовательны к сухому российскому климату», — инструктирует Юрий Соколов.

 28-03.jpg

Альтернатива живому

Своей миссией Юрий Соколов считает популяризацию декора из стабилизированных растений. Сегодня география продаж компании: от Калининграда до Камчатки, и активно развивается дилерская сеть. «До 2017 года мы занимались только тем, что реализовывали проекты. Потом мы пересмотрели свой подход и поняли, что если хотим развивать эту отрасль, надо выходить на новый уровень. Сейчас GreenRoom — крупный поставщик сырья по России и СНГ», — уверен Юрий. По его мнению, своих конкурентов компания перевела в категорию партнеров. «Мы поставляем сырье по всей России, так как закупаем очень большие объемы. За счет объемов и низкой доли отходов — нам поставляют мох уже без корней, только верхушки — мы можем дать довольно приемлемую цену. Активно наращивается пул дистрибьюторов — сотрудничаем с компаниями-ритейлерами других декоративных элементов. За годы работы мы поняли главную ошибку — наш товар нельзя продать по телефону, его надо видеть, трогать, отдавать на тестирование, чтобы показать уникальность — да, мох и правда не сохнет, не требует ухода, не теряет цвет», — поясняет Юрий Соколов. И дистрибьюторы, и дилеры компании могут развивать бизнес под собственными брендами. Сегодня в портфеле у GreenRoom — 62 партнера и пять дилеров в 28 городах России, Казахстана и Украины.

Одни из потенциальных конкурентов компании — производители цветочных композиций в вакууме. «Но это совершенно другой, бюджетный формат, другие технологии, которые используют в Китае. Мы развиваем направление стабилизированных цветов и к праздникам 14 февраля и 8 Марта, к премьере фильма «Красавица и чудовище» сделали предложение — стабилизированная роза в колбе. Ее можно оставить и под крышкой, и без. Если живые цветы быстро увядают, а искусственные вызывают неприятные ассоциации, то стабилизированные — это альтернативное направление во флористике. Уже сейчас можно купить букет стабилизированных цветов, они простоят четыре-пять лет вместо семи дней, будут даже пахнуть как живые. Поэтому нам не удалось наладить партнерские отношения с флористами — им невыгодно, чтобы люди покупали цветы не каждый месяц, а раз в пять лет. Хотя мы сотрудничаем по некоторым проектам, в том числе создание свадебных букетов, активно работаем с декораторами. Стабилизировать можно любое растение. За исключением кактуса — у него иголки не пропускают глицерин и обвисают, — смеется Юрий Соколов и уточняет, что стабилизированные цветы можно закупить в Италии, Голландии и Японии.

Для продвижения компания использует Интернет: контекстную и таргетированную рекламу, а также напрямую связывается с крупными компаниями.

Калькулятор

Чтобы стать дилером компании GreenRoomи открыть свой бизнес на стабилизированных растениях «под ключ», необходимо 250 тысяч руб­лей, подсчитывает Юрий Соколов. В этой сумме заложены все образцы, предоставляемые компанией дилеру (два короба с мхом разных цветов, шесть панелей 50*50 см с разными видами мха и две фито-картины — «Лайт» и «Премиум»). Также в дилерское предложение входит копия официального сайта, реклама в Интернете,crm-система, обучение сотрудников и программа event-мероприятий с дизайнерами и флористами, чтобы объяснить, как работать с материалом. «В этой сумме заложена также аренда помещения, если оно необходимо дилеру, — разъясняет Соколов. — Раньше мы пытались продавать франшизу, но для этого бизнеса такой формат не работает — как правило, 80% желающих стать нашими партнерами — стартаперы, которые в какой-то момент пропадают. Некоторые вырастают в большой полноценный бизнес и могут развиваться самостоятельно. Я точно верю в стратегию win-win, когда выигрывают обе стороны, поэтому я спокойно раскрываю все карты перед партнерами и делюсь наработанным опытом. Конечно, мы готовы к тому, что в какой-то момент у человека появится мысль: «Зачем мне поставки финского ягеля из России, если я могу заказывать напрямую из Финляндии?» Но у нас уже отработаны схемы заказов, мы закупаем по выгодным ценам. Демпинговать таким «самостоятельным» предпринимателям нет смысла — наши клиенты не гоняются за скидками, им важно качество», — уверен Юрий.

Средняя стоимость заказа декоративного элемента в компании GreenRoom — 120 тыс. руб­лей. Но, как признается Юрий Соколов, это очень усредненная цифра, так как стоимость услуг и товаров компании колеблется от тысячи руб­лей до бесконечности — зависит от объема работ и выбранного сырья. Стоимость квадратного метра панели с ягелем, на которую требуется 5,5 кг мха, — около 25–27 тыс. руб­лей.

Для открытия собственного перерабатывающего предприятия предпринимателю необходимо порядка 10–15 млн руб­лей — на строительство складов в разных городах России, цеха по переработке и развитие бизнеса за рубежом. По словам Соколова, в настоящий момент ведутся переговоры с потенциальным инвестором проекта. По аналитике компании, за год прибыль GreenRoom увеличилась в 18 раз благодаря построению дилерской и партнерской сети, оптовым продажам и расширению ассортимента.

 28-04.jpg

Планы

В ближайшее время приоритетная задача владельца бизнеса GreenRoom — открытие своей производственной площадки и активное развитие дилерской сети. «Мы поставили себе цель на 2017 год выстроить самую большую и прибыльную сеть дилеров по России и СНГ, по плану — к декабрю это 85 торговых павильонов, открыть собственное производство мха, производство декорированной мебели мхом и сувенирной продукции из мха и стабилизированных растений. Планы «наполеоновские», поэтому мы активно ищем бизнес-партнеров, дизайнеров интерьеров, декораторов, маркетологов и просто увлеченных людей, кому не безразлична эта тема. Наш коллектив растет в разных городах, и пока мы ограниченны только фантазией», — резюмирует Юрий Соколов.