На это нацелена государственная информационная система ЖКХ. Правда, мнения специалистов и потребителей о ее необходимости разделились.
Осваивайте компьютер!
Одни обращают внимание на изношенные сети, замену которых необходимо профинансировать на государственном уровне в первую очередь. Добавляя, что ГИС никак не повлияет на качество оказываемых услуг. Другие говорят о развитии, совершенствовании и элементарном комфорте. Ведь удобнее включить компьютер, зайти в личный кабинет и посмотреть информацию о начислениях, выполненных в доме работах, сразу же заплатить, не вставая с любимого кресла. Передать показания. А то и принять участие в электронном голосовании собственников жилья. Такой сервис тоже будет в ГИС. Правда, он должен заработать только в следующем году. А в нынешнем, уже с 1 июля, все организации должны подключиться к информационной системе.
В непонятной нише оказались граждане, которые не пользуются Интернетом, не имеют компьютеров и не нуждаются в смартфонах, используя телефон только для звонков. Таких в России еще много. Как и тех, что до сих пор боятся подходить к терминалам, предпочитая подождать в какой-нибудь очереди — лишь бы иметь дело с живым человеком, а не с техникой. Каким образом эту категорию граждан будут приобщать к новому шагу цивилизации, сказать сложно. Наверное, через детей и внуков. Впрочем, специально для них некоторое время еще будет допустим старый способ оплаты — через банк, почту и другие организации.
Многие руководители ресурсоснабжающих организаций уверены, что система пока сыровата, не доработана. Да и законы, отмечают, противоречат друг другу. И сроки подачи информации не совпадают с возможностями предприятий. А если еще учесть многочисленные сбои в работе ГИС ЖКХ, то РСО так и хочется пожалеть. Ведь за нарушения им грозят штрафы. Вернее, грозили — уже с начала этого года. А теперь карательные меры перенесены на январь следующего.
Напомним, что о введении ГИС было объявлено летом прошлого года. Тогда и начали выплывать различные недочеты. Обратили на них внимание и активисты Народного фронта. Они добавили, что вдобавок ко всему более половины управляющих организаций и ТСЖ пользуются услугами посредников. Платят им за внесение данных в государственную систему. Расходы затем покрывают, конечно, за счет собственников жилья.
Мошенники исчезнут?
Работой по ГИС ЖКХ занимаются Минкомсвязь и Минстрой, оператор системы — «Почта России», разработчик — возможно кому-то известная компания «ЛАНИТ». ГИС ЖКХ описывалась еще в законе 2014 года. Тогда там было сорок пунктов видов информации, которая должна попасть в систему. Перечислялись практически все данные о жилье и о жилищно-коммунальном хозяйстве. Эти цели преследуются и сейчас. В Красноярске прошел экономический форум, где тема ГИС ЖКХ была одной из ключевых. И там было вновь сказано, что система даст простому потребителю понятность, прозрачность его начислений и тарифов. Упоминалось и об удобстве платежа.
Предполагается, что доработанная ГИС приведет не только к большей информированности, но и уменьшит количество ошибок при расчетах. Уйдут в прошлое и мошенничества с двойными квитанциями. Собственников должен обрадовать грядущий учет качества услуг. В системе будут отражаться перебои в подаче ресурса и тут же производиться перерасчет.
Для подключения к системе собственникам нужно будет зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Через нее производится аутентификация на портале госуслуг. Сайт ГИС ЖКХ — dom.gosuslugi.ru. На нем необходимо ввести идентификатор плательщика либо номер лицевого счета, который указан в квитанции на оплату. Если предприятие ЖКХ подключено к системе напрямую, то обновление будет производиться очень быстро. Если иначе — придется подождать пару-тройку дней.
Предприятия ЖКХ обязаны загрузить в систему огромное количество информации по каждому объекту, на каждого потребителя. Причем постоянно обновлять эти данные. В связи с этим не удивляет, что многие организации используют услуги посредников. Не всем подобные операции под силу.
Тем не менее, после трех лет подготовительной работы, выхода двух законов, множества приказов и сотни обучающих семинаров к весне 2017 года в системе оказались зарегистрированы 74 тысячи организаций ЖКХ. По официальным данным, государственной информационной системой пользуются практически все управляющие организации страны, 88% ресурсоснабжающих и 75% ТСЖ. В ней заложены данные о почти одиннадцати миллионах домах.
Это «Почта России»!
Законодатели хотят разрешить с 1 января 2018 года собственникам не платить по счетам, если информации о начислениях нет в ГИС ЖКХ. Правда, только до тех пор, пока она там не появится. А недобросовестные предприятия, которые будут забывать или не успевать выкладывать данные, со следующего года можно будет штрафовать на сумму до двухсот тысяч рублей или дисквалифицировать на срок до трех лет.
На экономическом форуме в Красноярске провели небольшой опрос по наиболее востребованным сервисам ГИС ЖКХ. Большая часть его участников посчитала самой важной проверку начислений и оплату услуг ЖКХ. Второе место занял сервис голосования на собраниях по дому в электронной форме, третье — передача показаний приборов учета.
— У нас на сайте уже есть информация о долгах управляющих компаний, — говорит первый заместитель директора по развитию МУП «Водоканал» Иркутска Андрей Емельянов. — Управляющие компании тоже могут размещать определенную информацию. Только надо учитывать закон о защите персональных данных, если мы говорим о физических лицах. Данные о них, видимо, должны быть не общедоступны, а через систему личных кабинетов.
По такому принципу, по-видимому, и планируется вести работу. Впрочем, возможно, торопиться опять не станут. Заместитель министра связи РФ Михаил Евраев сообщил на экономическом форуме в Красноярске о том, что в полном объеме система, видимо, заработает все-таки позже. При этом он отметил, что на создание системы не тратились бюджетные деньги. Был найден инвестор — «Почта России». Вдобавок, есть примерные сроки окупаемости ГИС ЖКХ — ближе к 2022–2023 годам. И роста неплатежей при запуске тоже никто не ждет. Наоборот, правительство планирует улучшение ситуации.
— Информация, которую государственные жилищные инспекции могут получать из ГИС ЖКХ, позволит осуществлять контрольно-надзорные функции в части аварийного жилья, формирования фондов капитального ремонта. Все должны понимать, что ГИС ЖКХ — всерьез и надолго, обязанность по раскрытию информации никто не отменит. Конечно, лучше начать осваивать работу в системе заранее и не ждать последнего момента, — отметила на форуме начальник Государственной жилищной инспекции Мурманской области Алена Кузнецова.
Рейтинг показателей
На нынешний день наиболее быстрыми темпами ГИС ЖКХ внедряется в Белгородской, Мурманской и Тульской областях, в республиках Калмыкия и Хакасия, а также в Ханты-Мансийском автономном округе. Между тем, в 2015 году одним из пилотных регионов внедрения информационной системы была Новосибирская область. Впрочем, заместитель полпреда РФ в Сибирском федеральном округе Андрей Филичев тогда сообщил, что на многих территориях округа подготовительная работа далека от завершения. Не все поставщики подключены к системе. Работу тогда планировалось активизировать, что и было сделано. Но пока в первые ряды регион не прорвался.
Иркутская область занимает 60-е место в рейтинге субъектов РФ по внесению информации в государственную информационную систему ЖКХ. Об этом сообщил заместитель директора департамента отраслевых проектов Минсвязи РФ Дмитрий Поплаухин, когда был на семинаре в регионе.
— В целом Иркутская область неплохо выглядит в системе ГИС ЖКХ: все органы власти зарегистрировались, организации начали размещать информацию, — отметил при этом он. — Необходимо «подтянуть» показатели по размещению и работе в системе товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов. Они пока явно отстают, но в России есть и более аховые ситуации, чем в Иркутской области.
Добавим, что система введена во всех регионах с июля 2016 года. Правда, оказалось, что пока больше в экспериментальном режиме. А города федерального значения присоединятся к ГИС ЖКХ в 2019 году. Речь о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
У многих специалистов по-прежнему есть сомнения в четкой работе системы в связи со слишком большой нагрузкой на нее. Пока так и непонятно, как устранят некоторые технические нестыковки. И звучат опасения в излишней масштабности задумки. В связи с этим ГИС может оказаться громоздкой, плохо управляемой и не очень гибкой. Как будет на самом деле? Увидим. Ждать осталось недолго. Если, конечно, ее полномасштабное внедрение снова не перенесут.