Как из Риги делают умный город

Наталья Кобец
29 мая 2017, 00:00

Реформа управления в столице Латвии началась с реформы энергетики

Рижское агентство энергетики ждет переименования: его полномочия вышли далеко за установленные рамки — управление энергоснабжением, энергосбережением и использованием возобновляемых энергоресурсов столицы Латвии и информирование жителей по этому кругу вопросов. Сейчас задачи органа — внедрение концепции «Умный город», участие в иностранных проектах по внедрению инновационных технологий, реновация жилищного фонда, развитие инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, в общем, формирование стратегии развития города.

Кнутом и пряником

Изначально агентство было создано с одной целью — провести реформу энергетики, которая решала бы несколько задач: изменить систему взаимоотношений с потребителями, привести в порядок коммунальное хозяйство, перевести теплоисточники на более экологичное топливо и снизить зависимость от поставок российских энергоносителей. Результатом первого этапа реформы стал полный отказ от угля как топлива, из 111 котельных в городе остались только 38, их перевели на природный газ или древесную щепу, а также в Риге появились пять станций когенерации, вырабатывающих и тепловую энергию, и электрическую. Большинство этих теплоисточников находятся в одних руках — ими владеет и управляет с этой целью и созданная муниципальная компания «Ригас силтумс» (Рижские теплосети).

Прошла полная перестройка сетевого хозяйства: всего за год все дома латвийской столицы были оснащены приборами учета, и, получив объективные данные об уровне потерь (они доходили до 39%), тепловики принялись за реконструкцию сетей. За 20 лет в Риге полностью заменили две трети коммуникаций (405 километров из 687), вместо центральных тепловых пунктов в домах установили индивидуальные. Благодаря этому город избавился от 130 километров труб горячего водоснабжения, а «Ригас силтумс» — от лишних затрат на покупку воды и ее подогрев: вода и пар циркулируют в замкнутой системе внутри дома или подъезда, магистральный теплоисточник только по необходимости ее подпитывает. Сейчас потери в сетях в Риге — не более 12%, это нормальный показатель и для крупных городов России.

И, наконец, третьим, довольно болезненным элементом реформы стало внедрение новой системы оплаты коммунальных услуг. Во-первых, после установки приборов жители начали платить не по нормативам (количество квадратных метров), а по фактическому объему потребления. Во-вторых, сейчас в Риге не платить коммуналку нельзя: из-за одного должника от тепла и горячей воды отключат весь дом, а самого должника могут в принудительном порядке выселить, продав квартиру «с молотка». Право частной собственности здесь рассматривают как привилегию: если владелец не в состоянии содержать свое имущество должным образом, он имеет полное право найти себе имущество, не требующее таких высоких расходов, или вовсе отказаться от него. Таким образом за 20 лет 85 миллионов евро задолженности по коммунальным услугам удалось сократить до 18: жители исправно платят по текущим счетам и потихоньку рассчитываются по долгам прошлых лет. Но и «Ригас силтумс» несет полную ответственность за качество поставляемых ресурсов.

Баланс прав и обязанностей

Как только реформа, стартовавшая в 1996 году, стала приобретать стройные очертания, рижские власти задумались о перспективах. Для этого в 2007 году и было создано агентство энергетики, которое должно было обеспечить системность внедряемых решений.

Переход с угля на газ имел двойной смысл: во-первых, использование более экологичного топлива, во-вторых, снижение энергетической зависимости от России. Решение выглядело несколько сомнительным: в Латвии нет ни собственного угля, ни собственного газа, и то, и другое закупалось у бывшей «старшей сестры», кроме того, газ значительно дороже, а его доля в тарифе на тепло составляет порядка 80%. И, несмотря на значительный рост тарифов, ударивший по карману потребителя, решение было принято — как переходное и под соусом экологии: доля газа постепенно будет снижаться, а доля других экологичных видов топлива (например, древесной щепы — более дешевого и, между прочим, собственного ресурса!) станет увеличиваться.

В плане развития города появилась отдельная строка «снижение эмиссии СО2»: к 2020 году объем эмиссии должен составить 1 880 тонн. В 1991, по расчетным данным, он был на уровне 4 925 тонн, к 2010 сократился в два раза — до 2 271 тонны. Кроме ликвидации маломощных теплоисточников с низким КПД и переводом их на другие виды топлива в Риге было принято несколько принципиальных решений, в том числе не позволяющим маленьким и «грязным» котельным появиться снова.

— Город разделен на три экологических пояса, — рассказывает начальник теплостанции «Иманта» Николай Крылов, — в них действуют определенные ограничения на подключение к теплоисточникам. Если здание находится в первом поясе — а это исторический центр города и прилегающие территории, то потребитель имеет право подключиться только к строго определенному теплогенератору, работающему на одном из экологичных видов топлива: газе или биомассе. Это один из объектов когенерации, которыми управляет «Ригас силтумс». Во втором поясе условия менее жесткие, в третьем — это отдаленные районы — они еще либеральнее: здесь можно строить собственные тепловые мощности, например, на один дом или квартал, и нет жестких требований к видам используемого топлива.

Крылов признает: далеко не все жители Риги довольны тем, как работает «Ригас силтумс», выступающая в переводе на российские реалии гарантирующим поставщиком тепловой энергии. В компании по этому поводу не особенно переживают: недовольные были всегда, строительство альтернативных мощностей не запрещено, ситуация рыночная. Опять же, исходя из концепции «собственность — это привилегия», нет ничего странного, противоестественного и противозаконного в том, что право жить в историческом центре влечет за собой и дополнительные обязанности. Город — это не 600 тысяч индивидуумов, это единый организм, все системы которого должны работать в комплексе и на общую цель.

 20-02.jpg

Цель — создание «Умного города Риги» с удобной и безопасной средой, где жители имеют возможность развиваться, получать образование, работать и зарабатывать. В качестве элементов этой стратегии глава Рижского агентства энергетики Тимур Сафиулин называет: умное управление, устойчивую энергетику, энергоэффективное строительство, транспорт без выбросов СО2, комплексную инфраструктуру, инновационные технологии, умных жителей и современное здравоохранение.

Энергетика как главный элемент ума

Основа концепции — управление и энергетика, которую здесь, как уже понятно, трактуют довольно широко.

— В Риге уже разработана система теплоснабжения до четвертого поколения, она должна быть внедрена к 2050 году, — рассказывает Тимур Сафиулин, — а к 2020 году мы должны закончить систему третьего поколения, которая включает в себя мощности, позволяющие аккумулировать тепло, возвращать тепло в систему, активно использовать биотопливо и солнечную энергию.

Система будущего предусматривает разнообразную энергетику: использование солнечной и геотермальной энергии, биомассы и биогаза, гибридных технологий, аккумулирование и возврат в систему не только тепла, но и холода, использование энергии, полученной от переработки бытовых отходов.

Многие практики уже внедряются при активном содействии городских властей. Например, сейчас в городе идет замена уличного освещения на led-светильники с возможностью регулирования уровня освещения в зависимости от времени суток и погодных условий. Задача — построить энергоэффективную систему и сократить затраты на оплату электроэнергии. Основные принципы сотрудничества с инвестором таковы: договор заключен на длительный срок, инвестор меняет уличные фонари на новые за свой счет и сам оплачивает потребление электричества. Муниципалитет же перечисляет компании ежегодно столько денег, сколько платил бы энергетикам за прежнюю систему уличного освещения. Всю полученную экономию инвестор оставляет себе и, после того, как его затраты компенсированы, муниципалитет начинает оплачивать электроэнергию по факту потребления. Цель достигнута — уличное освещение модернизировано, расходы бюджета снижены.

В России на эту схему похожа идея альтернативной котельной, которую пытаются внедрить теплогенерирующие компании, чтобы получить возможность возвращать инвестиции в модернизацию и реконструкцию генерирующих мощностей. Нынешнее законодательство не дает им возможности зафиксировать тариф на длительный срок и вернуть вложенное за счет получаемой экономии.

Реформа транспортной системы тоже должна убивать нескольких зайцев сразу: оптимальная маршрутная сеть с просчитанными нагрузками снизит расходы на содержание подвижного парка и персонала. Электронные билеты и терминалы по их продаже избавляют от необходимости содержать продавцов и оборудовать билетные кассы. Снижение расходов позволить предложить горожанам удобную систему оплаты и скидок для определенных социальных групп. И, в конечном итоге, все это снижает нагрузку на экологию.

Еще один пилотный проект, который планируется тиражировать, — это производство газа и тепла при утилизации бытовых отходов. Полученные таким образом ресурсы идут на отопление тепличного комплекса, где круглый год выращивают свежие овощи — помидоры, огурцы и зелень. Латыши признают: развал СССР сильно ударил по экономике страны и ее социальному благополучию, поэтому свалок бытовых отходов и разных неблагоустроенных мест здесь еще довольно много. Но в то же время это — ресурс для развития.

Примечательно, что одним из основных бенефициаров проекта «теплицы на отходах» является муниципалитет: рижские власти софинансируют проект и, соответственно, получают долю прибыли от него.

А вот внедрение энергоэффективных технологий в жилых домах идет довольно непросто. Это чем-то похоже на российский капремонт, но с большей долей участия жителей и задачей все-таки начать экономить коммунальные ресурсы. Если в России взносы на грядущее берут со всех по умолчанию, то в Риге жители сначала должны принять решение о том, что хотят провести в доме работы по модернизации, утеплению, глубокому ремонту и так далее — принимаются любые «хотелки». Затем управляющая компания представляет смету и возможность выбрать те или иные материалы или технологии, а затем в течение, например, десяти лет жители выплачивают стоимость ремонта. Даже с условием софинансирования этих работ различными европейскими фондами ежемесячная сумма может выйти немаленькой — от 50 центов за квадратный метр жилья в месяц.

— В тех домах, где внедрены энергосберегающие технологии и проведены такие ремонты, это сразу отражается на объеме квартплаты, — говорит директор департамента развития УК «Рижское домоуправление» Юрис Романенко. — Плата за коммунальные услуги становится меньше, и стоимость ремонта уже не выглядит такой большой. Но, конечно, людям трудно в это поверить и решиться на такой шаг.

У этой программы есть любопытный «побочный эффект»: квартиры в модернизированных энергоэффективных домах прибавляют в цене и могут очень быстро сменить хозяина.