С появлением в России известного шведского гипермаркета товаров для дома в жизнь россиян уверенно шагнул скандинавский стиль оформления помещений — простота и лаконичность форм, воздушность, неброские, натуральные краски и фактуры. Тенденция хороша всем, за одним исключением — традиционные советские серванты сменились традиционными шведскими этажерками. Основатели новосибирского проекта Grani Decor Дарья и Богдан Вилисовы, сохранив идеологию самого популярного интерьерного направления, запустили производство уникального декора из стекла — флорариумов для суккулентов, светильников и гербариев в стекле по индивидуальным заказам.
Взяли на слабо
Официальный старт проекта Grani Decor Дарья и Богдан отсчитывают с июля 2016 года — именно тогда компания запустила официальные страницы в социальных сетях. «До этого, конечно, был долгий процесс подготовки. Все началось очень просто — это не первый проект, за который мы ухватились — занимались и виртуальными турами (панорамы 360 градусов), и букетами из овощей, и разрабатывали очки виртуальной реальности для телефона. Идеи каждый раз захватывают нас, но все придумывалось тогда, когда рынок был еще абсолютно не готов. Мы где-то находили информацию, но в Новосибирске этого не было, поэтому были сложности при запуске других проектов. Так получилось и с флорариумами. Идею мы увидели на зарубежных сайтах по дизайну — лампы в стекле, закрытые экосистемы. Но в России этого еще не было. Мы очень быстро зажигаемся, сразу хочется узнать, как все это работает, неинтересно жить только от работы до работы», — смеется Дарья Вилисова.
В первую очередь предприниматели начали разбираться, как создается декор из стекла. «Мы столкнулись с главной проблемой — совершенно не было информации, как это делается. Одно американское видео учило, что стекло разрезается, склеивается герметиком, а потом швы прокрашиваются краской. Это был наш первый образец — взяли обычное стекло толщиной четыре миллиметра, купили самый дешевый стеклорез, вырезали несколько косых деталек и попробовали соединить прозрачным герметиком. Конечно, потом мы посмеялись над собой и продолжили поиски сути», — вспоминает Дарья. Как уточняет Богдан Вилисов, позже предприниматели нашли информацию о технике изготовления витражей Тиффани. «Когда познакомились с технологией, поняли — да это же то же самое, только нам нужен не рисунок, а объемная фигура», — рассказывает Богдан.
Процесс изготовления фигур из стекла состоит из нескольких этапов: в первую очередь необходимо продумать размеры и сделать макет, затем из стекла вручную вырезаются необходимые детали. «Очень важно соблюдать точность — лишний градус при спаивании двух деталей не даст фигуре сойтись», — уточняет Богдан. После резки стекла намываются и натираются, обезжириваются и каждая деталь по периметру обклеивается медной лентой. «Потом мы приступаем к пайке — стекла спаиваются оловом, фигура собирается как конструктор. В процессе изделие покрывается специальными кислотами, чтобы олово хорошо ложилось. На заключительном этапе стекло еще раз натирается, швы зачищаются и покрываются специальным окислителем для железа — черным, медным или цвета состаренной меди. Для создания одной формы требуется три-шесть часов», — объясняет предприниматель.
Одно из главных правил производства — соблюдение техники безопасности. Для старта проекта Вилисовы сняли гараж, в котором делали первые образцы. «Все стартовые инвестиции пошли на аренду помещения, оборудования пространства и закуп минимального комплекта материалов. В гараже мы проработали лето и уже в сентябре сняли полноценное помещение под производство. Первые, пробные формы дарили друзьям и родственникам, пытались понять реакцию. Хоть тогда первые работы были не идеальны, это было классное время, мы видели очень искренние, позитивные эмоции. Честно говоря, на этих эмоциях мы очень долго «ехали» вперед. А когда переехали на новую площадку, поняли — это не временное увлечение», — вспоминает Дарья Вилисова.
Особенные кактусы
Отработав основы техники сборки, предприниматели сосредоточились на качестве изделия и эстетике. «Мы всегда ставим себя на место наших покупателей. Мы идеалисты», — признается Дарья, уточняя, что это качество — одно из ключевых конкурентных преимуществ проекта. Ответственность между основателями поделена по способностям — Богдан работает со стеклом и собирает формы, Дарья занимается подготовкой растений, наполнением флорариумов, продвижением проекта. «Я не знаю, как он это делает, но Богдан собирает формы просто на весу, — говорит Дарья. — Для этого нет специальных приспособлений, надо просто набить руку. Честно говоря, брака на этапе отработки было мало, но был постоянный бег за ровными формами».
«Довольно долгое время мы работали со стеклом толщиной 4 миллиметра, только в октябре 2016 года перешли на тонкое стекло — 2 миллиметра. С ним получаются более тонкие швы, его легче обрабатывать, и оно выглядит изящнее», — продолжает рассказ Богдан.
Первым каналом для продвижения предприниматели выбрали социальные сети и цветочные магазины. «В конце августа мы отдали несколько готовых флорариумов в магазины, но это сотрудничество «не пошло» — продажи были намного меньше, чем через соцсети. Когда человек видит фотографию, а потом получает готовый флорариум — это вау-эффект. Мы думали, что в магазинах внешний вид можно будет оценить сразу, это должно привлечь, но вышла обратная ситуация — спроса не было, они просто стояли как декор магазина, они не бросались в глаза. Даже в проходимом месте надо уметь преподносить этот товар правильно. Вторая проблема была в том, что даже флористы не могли обеспечить суккулентам правильный уход. Для красоты они использовали блеск для листьев, который нашим растениям не подходит. Были случаи, что мы забирали флорариумы, а через пару недель главное растение в композиции умирало, — рассказывает Дарья Вилисова. — Мы практически проводили вскрытие — доставали, осматривали корни, все листики, чтобы понять причину».
Самые известные суккуленты — кактусы. В народе плотно укоренилось мнение, что эти растения не требуют абсолютно никакого ухода, только редкого полива. В действительности, многие виды суккулентов требуют внимания и особых подходов: для них губителен перелив, слишком яркая или, наоборот, слишком низкая освещенность, некоторые важно регулярно обрызгивать. «Еще в самом начале нашей работы перед нами встал вопрос: засаживать или не засаживать формы? Мы никогда не были фанатами цветов, но специально для развития бизнеса досконально изучили все особенности этих растений. Первые композиции я собирала с бурными эмоциями, хотя в форме могло быть всего три растения — казалось, это совершенно не мое. Но сейчас я научилась получать от этого удовольствие. Мне приносит большую радость создавать свою планету в стекле», — комментирует Дарья Вилисова, уточняя, что на создание композиции требуется около часа.
Сейчас Grani Decor предлагают и пустые, и заполненные формы. «У нас есть запас готовых форм, но наполнение делается по индивидуальному заказу. Клиент может выбрать стиль, цвет грунта, вид и количество растений. Мы до сих пор оттачиваем все параметры для заказа, чтобы сделать его максимально удобным. Мы заметили, что клиентам важно самовыразиться в наполнении, но при этом не все хотят заниматься этим самостоятельно. Но если есть большое желание, можно приехать к нам в мастерскую, и мы наполним флорариум вместе — хорошо заметно, что люди заряжаются этим процессом. В будущем мы хотим запустить групповые мастер-классы, но нужно к этому подготовиться», — говорит Дарья.
Основные каналы продвижения проекта — социальные сети, бесплатные рекламные площадки (Avito, «Юла») и аккаунты блогеров. «После того, как мы забрали растения из магазинов, начался общий спад по продажам. Это был сложный период — энтузиазм сохранялся, но мы не видели спрос, а ресурсы заканчивались. Начинающим предпринимателям важно пережить этот период, найти поддержку, не опустить руки. К счастью, нас поддержали и дали новый толчок. Потом начались праздники, и пришло понимание: да все только начинается! Флорариумы — сезонный товар, который пользуется большим спросом в качестве подарков. Когда подошло время новогодних праздников, мы превратились в зомби — мы собирали их круглые сутки, кажется. Тогда за полторы недели мы выполнили 30 заказов — для нас это оказалось очень много», — вспоминает Дарья Вилисова.
«Мы очень удивились, когда не нашли спроса на портале «Сибмама», хотя основные наши клиенты — женщины от 20 до 45 лет. Выбирают флорариумы либо те, кто хочет себе модную вещь, либо те, кто увлекается цветами — модненько или полезненько. Третья, основная, категория — в подарок», — рассуждает Дарья. С декабря Вилисовы сделали 260 флорариумов при отсутствии платного продвижения.
Основатели Grani Decor отмечают, что конкуренция на рынке начинает расти — в Новосибирске подобные проекты запустили еще две компании, в Москве же их в разы больше. «Но своих конкурентов мы не воспринимаем как конкурентов, потому что все мы — как художники: у каждого свой почерк, свое качество работы. По отзывам клиентов, мы своим качеством можем гордиться», — улыбаются предприниматели.
Калькулятор
Стартовые вложения в проект составили 15 тысяч рублей. Спустя год работы ежемесячно предприниматели реинвестируют в бизнес 70% от выручки — в среднем — 70 тысяч рублей. Арендная плата за помещение площадью 25 кв. метров — 8 тысяч рублей.
Основной ассортимент компании — 13 форм для флорариумов и 45 вариантов наполнения. «Форм — бесчисленное множество, мы можем выполнить индивидуальный заказ: по нужным размерам или новой форме, которой пока нет в ассортименте», — комментирует Богдан. Цены варьируются от 500 рублей за небольшую рамку с гербарием до 6 тысяч за заполненный флорариум формы «Рубин» (размеры 40*27 см). «Еще у нас есть шкатулки (950–1 450 рублей) и стеклянные горшки, стеклянные светильники (3 000 рублей). Основные формы — правильные геометрические фигуры, но если попадаются клиенты, которые предлагают что-то интересное, то мы обязательно попробуем. Самая сложная форма та, у которой много граней, например, икосододекаэдр — эта фигура состоит из додекаэдра и икосаэдра. Также сложно делать большие фигуры — нужно больше пространства для обработки, пайки. Форму «Рубин» сначала делали по индивидуальному заказу и только потом ввели в основной ассортимент, она огромная и с наполнением весит восемь килограммов», — рассказывает Дарья.
Самый дешевый флорариум «Сердце» можно приобрести за 1 800 рублей, самые популярные формы — додекаэдр, икосаэдр, капля стоят 1 700–1 800 рублей за пустую форму и 2 300–2 500 рублей за готовый флорариум. В цену заложены стоимости материалов, растений, грунта, доставка (по Новосибирску), аренда помещения. Маржинальность изделий — до 30%. «Мы рады, что этот проект себя окупает и мы смогли. Мы экономим на всем, кроме самого продукта», — уверяют Вилисовы. Основные продажи проекта приходятся на Новосибирск, но предприниматели уже отправляли свои работы в Москву, Ставрополь, Уфу, Кемерово и другие города.
Материалы предприниматели закупаются в Новосибирске у поставщиков. Например, стекло производится в Красноярске. «В нашем городе есть единственный на всю Сибирь магазин для витражистов, там мы закупаем ленты, флюсы, патины — это вещества для пайки олова и меди. Сама лента производится в США, мы опытным путем выяснили, что она лучше китайской. Может, мы немного усложняем процесс, чтобы выиграть в качестве, ведь наверняка кто-то не моет стекло три раза, а мы моем, потому хотим достичь максимального прилегания ленты. Мы подходим к вопросу очень педантично», — рассказывает Дарья.
Планы
«В наших планах: сформировать четкое позиционирование, потому что очень важно понимание: мы занимаемся стеклом, а не флористикой! И хотели бы расти именно в направлении декора из стекла — работая с геометрическими формами, можно сделать очень многое. Сейчас мы ищем новое, просторное и светлое помещение, где можно было бы организовывать мастер-классы для всех желающих», — делится мыслями основательница Grani Decor.
В ближайших планах — проработка линейки изделий для свадебного декора и композиций из неувядающих растений — мха и искусственных растений. По наблюдениям молодых предпринимателей, это будет интересно кафе и ресторанам. «В будущем обязательно выпустим «мохнариумы» — формы только со мхом. Мы уже делали пилотные версии и даже сами проводили эксперименты по стабилизации мха. Еще одна задумка — наборы «собери сам», в которые войдут стеклянная форма, пакетики с землей, грунтом и инструкция — клиенту останется только купить желаемые растения и сделать флорариум своими руками. Это даст нам возможность развивать продажи в другие регионы, потому что отправлять заполненные формы невозможно», — объясняет Богдан.
«У нас много идей по другим элементам декора — хочется развивать и гербарии в стекле, и стеклянные светильники, заняться изготовлением цветочных горшков из бетона. Эту идею мы уже прорабатывали, но для запуска нужны внушительные инвестиции, потому что надо делать формы из полиуретана, в которую заливают бетон, отрабатывать рецептуру раствора. Пока нет возможности эти направления развивать — мы делаем все сами — помимо изготовления флорариумов, мы сами проводим фотосъемки изделий, доставляем заказы, ведем все аккаунты, сами создаем себе сайт. Нас ограничивает только время и финансовые ресурсы. Но все идет своим чередом, и мы обязательно запустим другие проекты», — заключают Дарья и Богдан Вилисовы.