ЖКХ: от общего к частному

Глеб Девятов
24 июля 2017, 00:00

На протяжении многих лет состояние ЖКХ считается проблемой № 1 в стране. Тому есть несколько причин: высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, низкий уровень сервиса, непрозрачные платежи и ряд других проблем, которые были накоплены в отрасли за последние 20 лет

Читайте Monocle.ru в

Выявленные и подтверждаемые проблемы требуют принятия на всех уровнях власти конкретных решений, которые бы позволяли качественно и радикально изменить правила работы отрасли ЖКХ, повернуть ее лицом к потребителю и заставить слышать и учитывать его потребности. Для продолжения реформирования и качественного преобразования жилищно-коммунальной сферы необходимо обеспечить дальнейшую модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и приведение их в соответствие запросам современного города.

Министерство строительства и ЖКХ разработало проект паспорта приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В документе представлены основные механизмы улучшения сложившейся в отрасли ситуации. Куратором проекта является заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак.

При этом основная ставка при решении проблемы делается на передачу коммунальной инфраструктуры в частные руки, в надежде на то, что коммерческий подход ускорит процесс модернизации ЖКХ. Отношение к подобному подходу в отрасли весьма неоднозначное: руководители муниципальных предприятий выступают против и даже обижаются на преференции, полагающиеся концессионерам. «Коммерсанты от коммуналки», в свою очередь, активно поддерживают нововведения.

Портал «ЖКХ Контроль» (communal-control.ru) провел исследование среди лидеров мнения отрасли, посвященное проблеме повышения качества коммунальных услуг. Получился весьма интересный срез. При этом мнение экспертов сибирского региона зачастую кардинально отличается от «средней температуры по больнице».

Мы не будем рассматривать все вопросы, которые были представлены в проекте. Остановимся лишь на тех, которые так или иначе связаны с государственно-частным партнерством.

Нужно ли финансировать частника?

Одним из предложений, озвученных для обсуждения экспертным сообществом, стала организация точечного целевого финансирования за счет средств Фонда реформирования ЖКХ предприятий, передаваемых в концессию с износом сетей и основных фондов выше 65%. Эту идею трудно назвать новацией. Подобные программы активно реализовывали в Великобритании при передаче коммунальных предприятий в частные руки. Однако для России эта инициатива многими была воспринята, как труднореализуемая.

Так, например, первый заместитель директора по развитию МУП «Водоканал» г. Иркутска Андрей Емельянов, признавая, что дополнительное финансирование никогда не помешает, не видит способа законодательного подкрепления подобного софинансирования: «Это же частная структура, и как их профинансировать? Конечно, износ сетей во многих предприятиях ЖКХ очень серьезный и помощь нужна, но тогда надо возвращаться к прежней системе».

Заместитель министра регио­нального развития Республики Алтай Виктор Емельянов отметил, что инвестиционные программы коммунальных предприятий в любом случае должны содержать плановые значения показателей надежности объектов отдельно на каждый год в течение срока реализации инвестиционной программы. При этом программу софинансирования эксперт считает приемлемым решением проблемы.

«Считаю возможным ввести коэффициент, позволяющий корректировать объем выделяемых средств на оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в зависимости от плановых значений показателей надежности, предусмотренных инвестиционной программой, а также фактических значений показателей надежности, в случае имеющихся результатов реализации инвестиционной программы», — заявил Виктор Емельянов.

Солидарен с ним Константин Винокуров, заместитель директора СП «Тепло­энергосбыт», Омск: «Если устранить неполадки невозможно в силу причин, которые от него не зависят, то, конечно, государство должно помочь в тех местах, где может быть какой-то сбой. Ведь аварийные ситуации в нашей сфере повлекут за собой определенные последствия, которые могут быть глобальными».

Антон Чертов, директор департамента по работе с регуляторными рисками, анализу и обобщению судебной практики ООО УК «Росводоканал», считает, что надо в целом пересмотреть критерии выделения бюджетных средств для поддержки проектов в сфере ЖКХ: «Необходимо установить приоритетность софинансирования капитальных вложений и софинансирования процентной ставки по кредитам, привлеченным для их осуществления в рамках концессионных соглашений или договоров аренды. Также надо учитывать потенциальный эффект для потребителей от реализации данного проекта. Например, при несоответствии воды требованиям СанПиН должны рассматриваться проекты по обеспечению населения качественной питьевой водой».

Однако полного единодушия в этом вопросе достигнуть не получилось. Директор абаканского муниципального предприятия «Водоканал» Василий Кузнецов выступил резко против идеи финансирования концессиронеров: «Я не понимаю, зачем финансировать частника. Для того чтобы он пришел в сферу ЖКХ? И что, думаете, частник придет, и будет вкладывать свои деньги? И потом, еще добавлю: я — муниципальное предприятие, я строю сети, они принадлежат городу. Строит частник, инвестор, сети — его. И он может потом взять за транспортировку или продать третьему лицу. Возможны и другие варианты. Сомневаюсь в благоприятных перспективах этой идеи».

Ответственным инвесторам — налоговые каникулы

Еще один вопрос был посвящен возможности введения налоговых каникул для инвесторов, в полном объеме выполняющих взятые на себя обязательства по модернизации коммунальной инфраструктуры. Думаем, что это стало бы отличным стимулом для участников государственно-частного партнерства. Эксперты отмечают, что должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий — это позволит заметно повысить их качество.

С этим согласен заместитель генерального директора ОАО «Водоканал» Горно-Алтайска Дмитрий Липунов: «На нынешний день ресурсоснабжающие предприятия находятся в крайне плачевном состоянии. Обновление происходит минимальное. А если придет инвестор, ему надо будет вкладывать серьезные деньги. Если бы им хотя бы установили налоговые каникулы, то, наверное, это могло бы привлечь инвесторов в нашу сферу. А вообще мое глубокое убеждение в том, что главной задачей РСО не должно быть зарабатывание денег».

Он считает, что главной задачей РСО должно быть обеспечение жизнедеятельности населения, населенных пунктов и в целом государства: «А если нам дают на откуп, идите, зарабатывайте, то каждый будет воспринимать это в меру испорченности. Кто-то наплюет на все и будет деньги тратить самым непредсказуемым способом, кто-то про совесть будет помнить».

Андрей Емельянов, также считает, что такие каникулы надо установить. Инвесторы очень неохотно идут в жилищно-коммунальную сферу и для их привлечения, конечно, должны быть какие-то преференции.

Антон Чертов расширил границы предложения и заявил о том, что пора перестать «кошмарить» концессионеров. Он убежден, что для инвесторов в сфере ЖКХ более важно установить «контрольно-надзорные каникулы», так как инвесторы, только начиная реализацию проекта, сразу сталкиваются с избыточным административным давлением.

«Предлагаю, во-первых, исключить при проведении проверок запросы информации, ранее уже раскрытой инвесторами или предоставленной органами власти. Также исключить проведение плановых и внеплановых проверок в течение трех первых лет с даты начала реализации проекта, в случае предоставления инвестором действующих в течение указанного периода времени плюс шесть месяцев способов обеспечения (страхование, банковская гарантия) исполнения обязательств, в том числе вытекающих из обязательств по возмещению вреда».

Оценка за качество

Отдельно мы остановились на предложении, озвученном Минстроем в паспорте приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», в котором представлены основные механизмы улучшения сложившейся в отрасли ситуации. Ведомство предлагает разработать проект методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг «Индекс качества жилищно-коммунальных услуг»

По мнению законодателей, создание и внедрение системы оценки качества жилищно-коммунальных услуг и формирование индекса обеспечит возможность оценки на территории субъекта Российской Федерации следующих основных параметров: количество исполненных в срок предписаний, выданных лицам, управляющим многоквартирными домами; сокращение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; объем привлеченных частных инвестиций, в том числе в рамках заключенных концессионных соглашений; удовлетворенность населения качеством управления многоквартирными домами; информированность населения об изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве; уровень информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Директор департамента по работе с регуляторными рисками, анализу и обоб­щению судебной практики ООО УК «Росводоканал» Антон Чертов убежден, что для того чтобы инструмент заработал в полной мере необходимо два условия: «Во-первых, необходимо определить цель введения индекса ЖКУ: как информационный индикатор, либо как элемент, влияющий на предоставление средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации. Во-вторых, при расчете такого индекса важно учитывать качество жилищных услуг и качество коммунальных ресурсов. То есть количество обращений собственников помещений в отношении качества обслуживания (количество предписаний) не лучший индикатор, с учетом того, что не все обращения транслируются в органы жилищного надзора и не по всем выносятся предписания».

Дмитрий Липунов считает введение индикатора полезной инициативой, так как она позволит предприятиям объективно оценивать свою деятельность:

«Если мы будем видеть критерии оценки нашего предприятия, то мы будем стремиться к лучшему. Нам будет понятно, где мы не дотягиваем, а где нормально работаем».

Андрей Емельянов, отметил, что это будет полезно при заключении договоров с управляющей организацией. При этом РСО «этот индекс в меньшей степени касается, потому что выбора у жителей особого нет». Ресурсоснабжающие организации чаще всего являются монополистами. А вот при выборе управляющей компании этот индекс бы помог.

А вот Константин Винокуров особого смысла во введении индекса не видит, так как законодательно очень многие вещи по оценке предприятий жилищно-коммунальных услуг уже прописаны.

«Если мы не предоставляем услуги или предоставляем их не на должном уровне, то существуют рычаги воздействия. Потребитель имеет право не заплатить. Если исполнять то, что уже прописано, то этого вполне достаточно будет. Зачем создавать дополнительную систему?» — спрашивает он.

Реформирование российского ЖКХ идет уже не первый год. И основным критерием перемен является именно качество предоставляемых потребителю услуг. Как показывает мировая практика, передача жилищной и коммунальной инфраструктуры в частные руки является одним из основных способов кардинально изменить ситуацию. В России этот процесс, по словам руководства Минстроя, давно поставлен на рельсы, однако получится ли сдвинуть инертную машину с места, покажет время.