Мост раздора

Анна Смирнова
28 августа 2017, 00:00

Через реку Абакан строят сооружение, грозящее экологическим бедствием

Читайте Monocle.ru в

Возведение через реку Абакан наплавного моста обострило и без того напряженные отношения между жителями села Аршаново с угольным разрезом «Аршановский». Потревожены степи, взрывные работы ощущают жители близлежащих населенных пунктов. А появление понтонного моста грозит подтоплением: река может выйти из берегов, и как проявится ее характер — предсказать трудно.

Ставка на уголь

Хакасия занимает пятое место среди регионов России по объему добычи угля, здесь ежегодно добывается около 20 млн тонн угля. Столько республика не потребляет, но спрос на каменное топливо имеется не только внутри страны, но и за рубежом, в тех же Китае, Японии, Польше.

Одним из самых перспективных — не только в Хакасии, но и в Сибири — называют Бейское месторождение. Его запасы составляют порядка четырех миллиардов тонн. Особенность месторождения в том, что угленосные пласты здесь залегают неглубоко, разработку можно вести открытым способом, а это делает местный высококалорийный уголь весьма привлекательным по цене. Даже несмотря на непростую ситуацию на рынке, хакасский уголь востребован.

Выгода добычи угля очевидна: регион получает новые рабочие места плюс дополнительную налогооблагаемую базу. За исключением одного «пустяка»: транспортировка продукции возможна только автомобильным транспортом. А это увеличивает и себестоимость угля и ухудшает экологическую ситуацию.

Немного истории

Бейское месторождение открыто в 1920 году. Крупномасштабные геологоразведочные работы на месторождении начали проводиться трестом «Востсибуглегеология» в 1950 году, но уже в 1953 году работы были приостановлены из-за неблагоприятных транспортных условий. Про­шло более полувека. Но транспортная проблема осталась.

Общие запасы Бейского месторождения — четыре миллиарда тонн угля. Это 200–300 лет добычи открытым способом, которая уже началась. Вопрос в том, как доставить уголь покупателю.

Железная дорога — в помощь

Год назад в эксплуатацию приняты промышленная станция «Углесборочная» и ветка длиной 16 км, связывающая угольные разрезы Бейского месторождения и транспортной инфраструктурой ОАО «РЖД». На открытии этой станции речь шла о перевозке 1,5–3 млн тонн угля ежегодно, но было обещано, что в ближайшие годы этот объем может быть увеличен до 19 млн тонн.

Полностью проект транспортно-логистического узла должен быть завершен к 2025 году, он обеспечит возможность перевозки до 20 миллионов тонн различных грузов в год.

Это означает, что тяжелый автотранспорт уйдет с проселочных дорог, а это позволит дольше сохранять качество асфальтового покрытия. Кстати, автодорога к Бейскому месторождению — единственная транспортная артерия, связывающая его с железной дорогой, и ее состояние по понятным причинам желает быть лучше.

Другой важный фактор: меньше грузовиков — меньше выхлопов. По самым грубым расчетам автомобильные перевозки угля по дорогам Хакасии генерируют в год более 12,5 тысяч тонн углекислого газа, это равнозначно сжиганию более 5 тыс. тонн угля.

Река — не препятствие

На разрезе «Аршановский» ежегодно увеличивают добычу каменного топлива: в 2014 году это было 300 тысяч тонн, в 2016-м — 2,4 миллиона тонны. Намерены добывать и больше, но как вывозить? А конкуренты поджимают — рядом такие же работы ведет разрез «Майрыхский». И рынок сбыта такой непредсказуемый…

Выход в «Аршановском» нашли: что, если срезать автомобильный путь через реку Абакан? И ударными темпами приступили к возведению наплавного моста. Строители торопятся — для моста уже завершена отсыпка и начато возведение основной части. А экологи забили тревогу: строительство этого инженерного объекта угрожает затоплением близлежащим населенным территориям.

Возможно, сокращение времени перевозки угля сэкономит средства предприятия. Но кто просчитал экологический ущерб, который нанесет это сооружение?

«Все разрезы Бейского месторождения полностью покрывают и уничтожают Государственный природный орнитологический заказник — «Урочище Сорокоозерки», который предназначен для сохранения мест концентрации водоплавающих и околоводных птиц. Многие из них занесены в республиканскую, российскую, международную «Красную книгу», — отмечает хакасский эколог с 18-летним стажем работы Алексей Вернигоров. — Очередной «подарок» разреза «Аршановский» — возведение понтонного моста. Я не против развития промышленности. Но делать это нужно в границах правового поля и экологических норм. В данном случае это прямое нарушения закона. Проект не представлен общественности, слушания не проведены. Предвижу последствия этого строительства: из-за пересыпки проток между островами поднимется вода, под затопление попадают покосы населения. Еще один фактор: в зоне действия моста могут быть зимовально ямы для рыб или редкие виды водорослей, растений. Так, может быть, мост надо выше по течению строить или ниже, к примеру? Это сооружение нанесет вред самоочищению реки Абакан, произойдет частичное заболачивание».

Большой вопрос у эколога и к очистным сооружениям разреза «Аршановский»: «Как они выполняют свои функции, насколько надежны — покажет время. Боюсь, что вся грязь с них пойдет в сторону Абакана, еще двух населенных пунктов, водоснабжение которых осуществляется из-под русловых вод. Потом на деньги налогоплательщиков придется водоочистные сооружения строить»…

Опасения эколога небезосновательны. Местные жители села Аршаново отмечают, что протока реки Абакан, куда раньше приходили купаться, теперь не такая чистая. И русло поменялось, и вода мутная, и камни «позеленели».

Специалисты отмечают, что понтонные мосты не выдерживают большой нагрузки, а грузовые автомобили часто не выполняют установленные требования о предельно допустимой массе. Сооружения быстро изнашиваются, да и велик риск возникновения аварийных ситуаций.

«Подобные мосты применяются для организации временных переправ. Работают они один сезон и разбираются: есть риск того, что мост может быть снесен в период паводка. Требуется повышенная осторожность при их использовании и во время сильного ветра, — отмечает советник генерального директора «Гипростроймост — Санкт-Петербург» Григорий Матвеев. — Не исключаю вероятность риска подтопления выше по течению реки, обострения гидрологической обстановки».

Опытные мостостроители и проектировщики знают: любое вмешательство в русло реки вызывает последствия — чаще, увы, негативного характера.

Обратная сторона промышленной привлекательности

Но не будем забывать об острой нехватке финансов в Хакасии. Глава Хакасии Виктор Зимин в развитии экономики региона делает ставку на развитие угольной промышленности. На уровне правительства принята программа «Развитие транспортно-энергетической инфраструктуры Восточно-Бейского месторождения».

Решение транспортной проблемы необходимо не только для обеспечения работы действующих компаний, но и в качестве задела на будущее. Бейское месторождение — привлекательный объект для инвестиций, а отлаженная логистика — дополнительный аргумент для потенциальных партнеров, которые не скрывают своего интереса к угольным месторождениям республики.

Аршановский разрез также решает свои вопросы различными способами. И уже не скрывает своих планов по вывозке угля — это возведение наплавного моста, затем железнодорожного мостового перехода через реку Абакан, соединительного железнодорожного пути с притрассовой автодорогой.

Так насколько оправдано возведение моста буквально на несколько месяцев, если сооружение действительно необходимо будет разбирать, нанося непоправимый вред окружающей среде? Или расчет на то, что временное у нас зачастую становится постоянным?

В ближайшие три года планируется построить станцию «Камышта-2», а до 2023 года — инфраструктуру станции «Хоных».

Так зачем торопиться, а самое главное — строить наплавной мост, когда уже есть железнодорожная инфраструктура, и проектом предусмотрено строительство капитального железнодорожного моста?

Да и как быть с утверждениями правительства республики о том, что экологическая составляющая должна быть в приоритете — особенно, когда дело касается внедрения на производствах новых технологий? И под особый контроль должна попадать не просто нейтрализация последствий, а развитие экологической, природной среды на той территории, где будет разрабатываться месторождение.

В общем, необходимо совместить как развитие промышленности, так и уникальную природу, которой так гордится республика. И чистую воду, которую, по заверениям специалистов, можно пить из крана.

И экология страдает, и денег не хватает

Депутатский корпус Хакасии также заинтересовался деятельностью угольных предприятий. Правда, пока в отношении уплаты налогов. На июньской сессии Верховного Совета было озвучено: за последние годы добыча угля в республике выросла до 20 млн тонн, фактически в 1,5 раза, а налоговые поступления, наоборот, снизились примерно в два раза. Семь угольных разрезов платят меньше налогов, чем один завод «Аян», производящий пиво. Уголь востребован, продается, а где деньги?

— Почему пять миллиардов руб­лей налогов угольщики каждый год не платят? Только налог на прибыль, один налог называю, — ставит вопрос ребром председатель Верховного Совета Владимир Штыгашев.

Не исключено, что к «угольной» теме, к которой добавятся и экологические вопросы, парламентарии вернутся после отпусков, на осенней сессии. Об этом заявлял депутат законодательного собрания республики Михаил Саражаков.

На момент верстки номера стало известно, что инициативная группа в Хакасии направила письмо депутату Государственной думы России Игорю Торощину о незаконной стройке. Тот в свою очередь направил запросы в Генеральную прокуратуру РФ, Росприроднадзор и Ростехнадзор.