При этом мы по-прежнему в лидерах по производству первичного алюминия. Алюминиевые мосты — ново, дерзко, прогрессивно! И поможет стимулировать потребление металла внутри страны.
Мост, установленный недавно в деревне Афонино Кстовского района Нижегородской области, называют первым в России. На самом деле первая такого рода конструкция появилась в Ленинграде еще в конце 1960-х — на месте деревянного Коломенского моста через канал Грибоедова был возведен алюминиевый. Нижегородская конструкция гораздо более масштабна: 38 метров в длину, 6,5 в ширину, общий вес — 22 тонны. Это в три раза легче стальных аналогов, заявляют представители компаний, задействованных в проекте — это «РУСАЛ», «Алюминий Металлург Рус», «Арконик СМЗ» и строительная компания «ГС-Резерв». Кроме того, у моста есть и другие преимущества — скорость изготовления самих конструкций и монтажа: так, на отливку пролетных строений для двух мостов (второй появился там же, в Афонино, несколькими неделями позже) потребовалось всего полтора месяца. Две недели заняла контрольная сборка, затем конструкцию разобрали на крупноузловые элементы, привезли на место и за два часа собрали полностью.
Следующие два моста могут появиться в Красноярске уже в следующем году: предполагается, что один из них заменит снесенный по причине ветхости переход между зданием филармонии и Красноярским музейным центром. Соглашение между «РУСАЛом» и мэрией города, в котором предусмотрена и такая форма сотрудничества, подписано буквально на днях.
Неудивительно, что алюминиевый гигант прилагает огромные усилия к стимулированию глубокой переработки металла внутри страны: конкуренция на мировом рынке обострилась благодаря динамично реагирующим на вызовы китайским товарищам, а цены не так высоки, как хотелось бы. Следовательно, надо развивать внутренний рынок и технологии, тем более что он находится в зачаточном состоянии. Россия производит 7% мирового объема первичного алюминия, а потребляет всего 1,5%. Иными словами, почти 80% вырабатываемых в стране сплавов уходит на экспорт и возвращается в виде готовой продукции с высокой добавленной стоимостью — от сковородок до автомобилей. Слезть с сырьевой иглы — это значит, в том числе, научиться перерабатывать собственный металл силами российских предприятий.
— Мы стремимся к тому, чтобы первичный алюминий, который есть в России, максимально перерабатывался нашими предприятиями, — говорит председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко. — Наша задача — увеличить технологичность продукции и снизить импорт, который идет к нам в виде полуфабрикатов. За 2016 год он составил более 300 тысяч тонн. В первую очередь это плиты, листы, профили, фурнитура — то есть та продукция, выпуск которой абсолютно по плечу российским предприятиям. В этом плане мы хотим сделать все, чтобы импортозамещение к 2020 году составило 200 тысяч тонн.
Тернистый путь инноваций
По мнению производителей первичного алюминия, возможности металла недооценены практически всеми отраслями экономики — от строительства до ювелирной промышленности. И одна из причин, тормозящих его внедрение, — отсутствие нормативной базы. Большинство ГОСТов и СНиПов, связанных с использованием алюминия в строительстве, не обновлялись уже более двух десятков лет. Поэтому одна из задач Алюминиевой ассоциации, объединившей практически всех игроков отрасли, — пересмотреть и актуализировать их. Причем в кратчайший срок.
Речь идет о 86 стандартах, которые тесно связаны с алюминием. Многие из них действуют еще с 1960-х, когда применялись совершенно другие материалы и технологии. Речь идет не только о строительстве: автомобилестроение, машиностроение, электроэнергетика, потребительский рынок — это не потенциальные, а реальные сферы применения алюминия.
В принципе, алюминщики вынуждены проходить стандартный путь внедрения инноваций: отсутствие нормативов, а значит, необязательность применения материалов, более высокая цена (в ряде случаев), а значит, ограниченная возможность участия в тендерах, где именно фактор цены является главным… Другой вопрос, что в рядах ассоциации мощные лоббисты, следовательно, можно ожидать, что их борьба за стандартизацию будет более результативной.
Долина, чудная долина
Один из широко обсуждаемых проектов развития внутреннего рынка — Технологическая долина в Красноярском крае. Металлургия — основная отрасль экономики региона, и так сложилось, что здесь уже сформирована цепочка переработки «крылатого металла» в продукцию с высокой добавленной стоимостью: от крупнейшего в стране производителя первичного алюминия (порядка миллиона тонн в год) Красноярского алюминиевого завода до небольших фабрик по выпуску колесных дисков и оконных профилей.
Как пояснил руководитель проекта «долины» Игорь Марчев, идея в том, чтобы создать полноценную систему глубокой переработки металла на территории, прилегающей к КрАЗу. Резиденты долины будут получать жидкий алюминий (сейчас по такой схеме его получает КраМЗ — Красноярский металлургический завод), а значит, им потребуется меньше электроэнергии — не надо тратить ее на расплав, что снизит затраты. Кроме того, резиденты проекта могут рассчитывать на налоговые льготы. Предполагается, что в «долине» появится производство практически всего, что только можно сделать из алюминия: алюминиевый прокат, изделия для машиностроения и авиационной отрасли, автомобильные компоненты, упаковка, кабели, строительные материалы, мостовые и крупногабаритные конструкции, телекоммуникационное оборудование.
Предусмотрено место и для науки: в Красноярске уже давно существует инженерный центр «РУСАЛа», который занимается разработкой и апробацией технологий алюминиевого производства. Научную составляющую планируют усилить привлечением других научно-исследовательских организаций, инжиниринговых центров и вузов, в первую очередь СФУ. Таким образом планируется создать и полноценную систему подготовки не только рабочих кадров для отрасли.
— На сегодня в стадии проработки находятся 17 потенциальных инвестиционных проектов, по 9 уже разрабатываются бизнес-планы. Первоначальный объем инвестиций по проектам оценивается более чем в 430 миллионов долларов, потенциальный объем рабочих мест — свыше 1 200, — заявил Марчев в ходе совещания Алюминиевой ассоциации на Красноярском экономическом форуме.
Вперед, к великим стройкам!
Несмотря на то, что после КЭФа каких-то ярких новостей о технологической долине пока не появилось, очевидно, что в целом с задачей внедрить алюминий в экономику России лоббисты отрасли справляются. Ведь в качестве пилотных проектов им есть что предъявить — например, открывшийся в Екатеринбурге «Ельцин-центр». Изначально это был типовой торговый центр, архитекторы надстроили здание и обшили его панелями из алюминия. Сейчас это и культурная, и архитектурная достопримечательность города. Можно показать казанский Иннополис или некоторые объекты сочинской олимпиады — вот он, завтрашний день строительной отрасли.
— В мире 25% алюминия идет на нужды строительства, — говорит сопредседатель алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. — Благодаря сочетанию пластичности, высоких экологических характеристик, легкости, эстетичности этот металл давно и широко используется архитекторами и строителями всего мира. Визитные карточки алюминия в архитектуре — это, в первую очередь, Empire State Building в Нью-Йорке, построенный еще в 1931 году, башня «Корнишон» в Лондоне, центр развлечений Ferrari World в Абу-Даби, комплекс Soho в Пекине, здания делового комплекса Москва-Сити… Американская алюминиевая ассоциация даже выпустила пособие для проектировщиков по «зеленому строительству» из алюминия.
Но если небоскребы в нашей стране пока еще не слишком востребованы (в списке зданий выше 130 метров — порядка сотни, и в основном это жилые и деловые комплексы в Москве), то у мостов, по мнению Казовской, большое будущее. Во-первых, их явно недостаточно. Во-вторых, такой мост устойчив к коррозии, выдерживает большие перепады температур и почти в два раза легче аналогичного стального. Монтаж на месте занимает не больше суток.
— Уже сейчас в Ассоциации есть несколько заявок на проектирование алюминиевых мостов и реконструкцию старых, где использовались стальные конструкции, в частности, от Министерства по развитию Дальнего Востока, — говорит Казовская, — в Европе мостов — и пешеходных, и автомобильных — тысячи.
Несколько моментов затрудняют победное шествие алюминиевых мостов по стране: во-первых, отсутствие стандартов. Пока каждый мост — это объект уникального строительства, а значит, он проходит сложную и длительную процедуру разработки проектно документации и согласования, условия на строительство приходится получать аж в федеральном минстрое. Однако Казовская уверена: эта проблема будет решена в кратчайший срок — едва ли не к следующему году.
Во-вторых, новые технологии требуют другой подготовки кадров — технологий монтажа и сборки конструкций, специальной подготовки рабочих и инженеров. Ни в одном российском вузе нет профильной кафедры по строительству или проектированию с применением алюминиевых конструкций.
В-третьих, и об этом алюминщики говорят осторожно, — цена. Алюминиевый мост дороже аналогичного сооружения из стали и бетона. И это, пожалуй, самый главный контраргумент. Лоббистам придется серьезно потрудиться, чтобы доказать, что цена нивелируется удобством в эксплуатации.
— Алюминиевые мосты только начинают возводиться в России, но в ближайшие пару лет такие конструкции можно будет встретить уже в нескольких крупных городах страны, — уверен директор «РУСАЛа» по сбыту в России и странах СНГ Роман Андрюшин. — Например, в Москве монтируются два моста в рамках благоустройства природного парка «Яуза», в 2018 году — два моста в Красноярске в преддверии Универсиады-2019.
Речь пока не идет о строительстве автомобильных мостов большой протяженности — лишь о пешеходных. Но на фоне не блестящего состояния мостостроительной отрасли страны планы алюминщиков выглядят интригующе.