«Делойт»: «Мы помогаем компаниям посмотреть на себя глазами инвесторов»

Александр Дыжин
23 октября 2017, 00:00

Инвесторы и компании методом проб и ошибок учатся находить друг друга и понимать

Партнер Группы по сопровождению сделок компании «Делойт», СНГ Мария Бубнова

Российский рынок инвестиций медленно, но верно прирастает внутренними сделками. Инвесторы и компании методом проб и ошибок учатся находить друг друга и понимать, закономерно увеличивая долю обращений за помощью к профессио­нальным «переводчикам» — финансовым консультантам аудиторских и консалтинговых компаний.

О ситуации на рынке привлечения инвестиций в России, критериях качества в проектах, ищущих инвестора, и о том, почему компании и инвесторы не всегда сразу понимают друг друга, «Эксперт-Сибирь» поговорил с партнером Группы по сопровождению сделок компании «Делойт», СНГ, руководителем проектов в потребительском секторе Марией Бубновой.

— Мария, как бы вы охарактеризовали ситуацию, которая сложилась на данный момент в стране в сфере привлечения инвестиций? И насколько она отличается от периода трехлетней давности и того, что было в начале 2010 годов? Сейчас период спада или период активности?

— Вторую половину 2014 года мы наблюдали спад в сфере привлечения инвестиций. Уже в 2016 году российский рынок сделок преодолел негативный тренд предыдущих лет и продемонстрировал рост в денежном и в количественном выражении. Принципиальное влияние на рост рынка в денежном выражении оказала сделка по приватизации 19,5 процента «Роснефти» в конце декабря 2016 года (на сумму более 11 млрд долларов США), однако даже без ее учета можно говорить о росте рынка. Можно сказать, что в настоящий момент инвестиционная активность на рынке сопоставима с той, которая была в начале 2010 годов, однако она все еще уступает показателям трехлетней давности — до начала экономической рецессии. Что касается перспектив, мы ожидаем дальнейшего оживления на российском рынке сделок, обусловленного, прежде всего, выходом экономики из рецессии.

Если раньше крупные сделки совершались в основном в нефтегазовой, горнодобывающей промышленности или в электроэнергетике, то в настоящее время активизируются отрасли, на которые направлена государственная политика импортозамещения — сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство. Высокая активность в вышеупомянутых отраслях также связана с желанием иностранных инвесторов локализовать производство в России с целью получения конкурентного преимущества от более дешевого локального производства по сравнению с импортом продукции. Так, с начала 2015 года было совершено пять сделок в секторе сельского хозяйства и пищевой промышленности с участием иностранных инвесторов, тем не менее, размер сделок в этих секторах пока остается низким или средним.

Растет и сумма сделок по покупке российскими компаниями иностранных активов: в 2016 году она составила 15,3 млрд долларов США по сравнению с 5,1 млрд руб­лей в 2015 году. На покупку активов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (преимущественно в Индии) пришлось свыше 67% от этого объема в 2016 году. Так, компанией «Роснефть» была приобретена 49-процентная доля в индийской нефтяной компании Essar Oil (объем сделки составил 6,3 млрд долларов США). Кроме того, холдингом АФК «Система» была приобретена доля в 17,14% доля в индийской телекоммуникационной компании Sistema Shyam TeleServices Limited (объем сделки составил 777 млн долларов США).

В целом по сравнению с началом 2010 годов значительно выросла доля внутренних сделок, сопровождаемая умеренным ростом инвестиций со стороны компаний из Азии и практически полным прекращением американских инвестиций в российскую экономику.

— По какой причине инвесторы и компании не могут найти друг друга? Со стороны порой кажется, что они блуждают в трех соснах и постоянно жалуются — одни на то, что невозможно найти деньги на проекты, другие — что нет стоящих проектов.

— Сегодня на рынке сложилась ситуация, когда очень много компаний желает привлечь инвестора, но при этом их проекты не соответствуют требованиям инвесторов или находятся на очень ранней стадии развития.

Профильные инвесторы смотрят на определенный набор критериев, которыми должен обладать проект. Обычно это значимый объем выручки (от 500 млн руб­лей в год), потенциал роста бизнеса (желательно более 25% в год), наличие среднесрочной стратегии развития компании, сильный менедж­мент, прозрачная и понятная финансовая отчетность, определенные требования в отношении возврата на собственный капитал, возможность будущего выхода из инвестиции и другие.

Зачастую на начальных этапах своего развития компании активно используют схемы налоговой оптимизации. Любые инвесторы, будь то стратегические или финансовые инвесторы (фонды), хотят понимать реальный экономический потенциал объекта и строить свою оценку на показателях прибыльности, которые исключают эффект от таких схем и показывают финансовый результат, который присутствовал бы в отсутствие этих схем. К сожалению, в этом случае компании становятся значительно менее привлекательными для инвесторов, так как, помимо снижения оценки стоимости компаний, приходится учитывать и потенциальные налоговые и финансовые риски, которые возникнут при инвестировании.

Таким образом, мы наблюдаем определенное непонимание между сторонами: инвестор видит компанию с большим количеством рисков и низким качеством отчетности, а потенциальный продавец на начальном этапе бизнеса зачастую не заботится об уходе от схем налоговой оптимизации, либо не имея возможности заниматься отчетностью, либо не обладая знаниями, достаточными для того, чтобы привести финансовую сторону компании в надлежащий вид, и преуменьшает значение этих факторов.

Еще одной причиной того, что стороны не могут договориться, является завышенная оценка компаниями своей стоимости. К сожалению, не все собственники смогли принять тот факт, что после девальвации руб­ля упала и величина среднего ценового мультипликатора.

— Скоро год с момента открытия офиса «Делойт» в Новосибирске. Насколько отличается рынок инвестиций в зависимости от региона и географии? Проекты каких масштабов и в каких секторах экономики сейчас рассматривают частные инвесторы и фонды? И каким требованиям и ожиданиям должен соответствовать проект?

— Фондами рассматриваются прак­тически все сектора экономики. В последнее время мы фиксируем всплеск активности по проектам, связанным с потребительским сектором, импортозамещением, сельским хозяйством и др. Разумеется, в первую очередь это обусловлено геополитической ситуацией: за время действия санкций на рынке появилось определенное количество новых, привлекательных для инвесторов объектов, которые показывают значительные темпы роста и имеют четкую стратегию развития.

Что касается географии — мы наблюдаем, что интерес фондов сейчас растет именно к регио­нальным компаниям, в то время как раньше в центре внимания находились в основном Москва и Санкт-Петербург.

— В России сложился некий стереотип, своего рода формула инвестиций «чем короче, тем лучше» и «окупиться должно уже завтра». Можно ли в текущих экономических условиях говорить о смене тенденций? О каком сроке инвестирования и о какой прибыли на вложенные деньги сегодня идет речь?

— Фонды прямых инвестиций заинтересованы в инвестициях от 400—500 млн руб­лей, и желательно в форме инвестиций в компанию (cash-in) без выплат текущим акционерам (cash-out). Такие фонды сейчас рассматривают горизонт инвестирования от пяти до семи лет. Некоторые «семейные» офисы готовы рассматривать и более долгий горизонт инвестирования, когда портфельная компания имеет синергию с текущим бизнесом бенефициаров.

Обычно финансовый инвестор получает долю от 10 до 50 процентов в капитале компании и не стремится получить контрольный пакет, а остается финансовым партнером. Тем не менее, конечно, инвестор получает определенные полномочия по управлению компанией и возможность влиять на ее стратегию. Основным критерием для инвестирования остается рост капитализации проекта в несколько раз на горизонте пяти–семи лет с гарантией будущего выхода из инвестиций. Комфортная норма прибыли для инвесторов такого типа составляет от 20 процентов IRR.

— С какими заблуждениями участников процесса вам приходилось сталкиваться и как «Делойт» может помочь преодолеть их? Что, по вашему мнению, необходимо для того, чтобы инвесторы и компании начали говорить на одном языке?

— Самое частое расхождение мнений касается оценки проектов глазами собственников и инвесторов. Для того чтобы инвесторы и компании начали говорить на одном языке, компании должны поставить себя на место инвесторов и заранее продумать, какие вопросы могут интересовать инвесторов и главное — как могут быть устранены финансовые и налоговые риски. Наша компания как финансовый консультант всегда рекомендует начинать с анализа текущей структуры компании и основных присущих ей финансовых и налоговых рисков с точки зрения будущих инвесторов.

Наши специалисты помогают проектам провести инвестиционный анализ в соответствии с лучшими примерами рыночной практики. Такой анализ позволяет сблизить позиции сторон и избежать недопонимания на последующих этапах.

Одна из важнейших особенностей консультанта ― возможность говорить как на языке продавца, так и на языке инвестора. Мы помогаем представить результаты работы компании в понятном для инвестора виде в структурированной форме и сразу же говорим о конкретных финансовых и налоговых рисках компании, выраженных в денежной форме. Также мы консультируем и сопровождаем компании при проведении переговоров с инвесторами, так как зачастую у обеих сторон нет собственной экспертной базы по вопросам сделок и отсутствует понимание процесса как такового.

То есть, мы готовы координировать весь процесс проведения сделки вплоть до ее успешного закрытия, что включает в себя множество действий. Кроме того, мы помогаем компании разобраться с финансовыми определениями в договоре, рассчитываем корректировки к цене на дату покупки, консультируем по вопросам интеграции бизнеса, так как на предыдущих этапах глубоко погружаемся в деятельность компании и получаем максимально полное представление о ее бизнес-модели и существующих операционных потоках. И, конечно, мы всегда предлагаем провести аудит компании по международным стандартам учета.