Связанные одной целью

Мария Климова
13 ноября 2017, 00:00

Корпоративная социальная ответственность — явление, набирающее популярность во всем мире. Можно долго спорить о мотивах компаний, тратящих немалые деньги на социальные и филантропические программы, очевидно одно — сокращая свою текущую прибыль вложениями в благотворительность, бизнес заботится о будущем своей компании в долгосрочной перспективе, а значит, создает благоприятное социальное окружение и развивает здоровую среду обитания

Читайте Monocle.ru в

Что необходимо сделать, чтобы желание и возможности бизнеса вкладывать в среду действительно работали на устойчивое развитие общества? Как организовать взаимодействие власти и бизнеса, чтобы государство выполняло не только функцию регулятора, но и видело в корпорациях надежного партнера в развитии региона и города? Эти и другие аспекты социальных практик компаний в регионе обсудили представители бизнеса и властей разных уровней в ходе круглого стола, организованного журналом «Эксперт-Сибирь».

Не просто лозунг

Попытавшись разобраться, чья ответственность перед обществом и потребителем выше — власти или бизнеса, участники круглого стола сошлись на том, что зона ответственности одна, а степень ответственности зависит от уровня развития самосознания игроков рынка. Причем в части качества выпускаемой продукции и соблюдения прав потребителя или работника компании она четко регламентируется государством, наделенным функцией регулятора. Что касается добровольных инициатив — здесь зачастую возможности корпораций выше, чем властей разных уровней, действующих строго в рамках регламентов.

 «Есть законодательство, регулирующее обязанности компаний, — говорит директор магазина «ИКЕА Новосибирск» Алексей Колгушкин. — То есть, бизнес уже стоит в положении, в котором он выполняет какие-то нормы. Другое дело, когда мы говорим о развитии — компании или общества. И я думаю, что многие компании прекрасно понимают, что слова «лидерство — это ответственность» — не просто лозунг. Это дает тебе и дополнительные возможности, но это налагает на тебя и определенную ответственность, которую никто не может заставить компанию нести, кроме нее самой. Если она хочет быть успешной и развиваться, то вкладываться в благо­творительные программы и социальное развитие — это исключительно ее внутреннее желание».

Как отметил руководитель регио­нального департамента природных ресурсов и окружающей среды Юрий Марченко, государство как сложившийся институт нацелено на то, чтобы защищать интересы общества, культурные и материальные, и эту функцию переложить с него невозможно. А потому у власти ответственность исторически выше. Однако и корпоративная социальная ответственность — это не простое выполнение предписаний Трудового кодекса.

Трудно представить, к примеру, чтобы компания, взявшая шефство над каким-либо домом престарелых, ежемесячно перечисляющая туда средства и организующая курсы компьютерной грамотности для пенсионеров, одновременно не платила бы своим сотрудникам зарплату.

«Главная задача корпоративной социальной ответственности — сделать так, чтобы вся цепочка создания товаров или услуг была максимально честной, — рассказывает Алексей Колгушкин. — Миссия компании «ИКЕА» — изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей. Высокие требования мы предъявляем не только к качеству нашей продукции, но и ко всем поставщикам в части соблюдения свода правил, который помогает нам создавать условия на всей цепочке предоставления услуг. Так, наша компания не приемлет несправедливую оплату труда, детский труд, не соответствующие условия труда. И если что-то из правил не соблюдается на любом этапе цепочки, мы расстаемся с поставщиком, несмотря на то, что компания несет убытки. Тем самым мы показываем нашим покупателям, что все товары, которые мы предлагаем, гарантированно законно и честно сделаны, и, покупая их, они помогают другим людям. Мы все связаны в этом мире».

Гуманистические идеи находят отражение во многих инициативах и делах крупных международных компаний, работающих в России и сибирских регионах в частности. Развивая не только товары и услуги, формируя лояльность к бренду и улучшая условия покупки, например, с прошлого года компания «ИКЕА» дает возможность каждому покупателю вернуть покупку в течение 365 дней. Стоит отметить, что это значительно больше, чем предлагает российское законодательство в части защиты прав потребителя. Другие инициативы компании касаются добровольных отчислений средств в фонд помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участию и инициированию экологических акций.

Иногда инициативы компаний находят поддержку регио­нальных властей. Эффект от совместной реализации проектов в разы выше, отмечают представители компаний.

Триумвират взаимодействия

«В Год экологии, например, многие социально ответственные компании участвовали в проектах по охране окружающей среды и реализовывали свои собственные экологические программы, — отмечает Дмитрий Шарков, управляющий по корпоративным вопросам региона ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». — Это хороший пример того, когда в решении социально значимой проблемы объединяются бизнес, общество и государство. Сотрудники нашей компании также присоединились к всероссийскому экологическому движению. В этом году силами наших волонтеров были проведены 15 экологических акций в разных регионах России, включая Новосибирскую область. И для нас большое значение имеет признание наших инициатив со стороны органов власти, например, Департамента природных ресурсов Новосибирской области».

Представитель всемирно известной табачной компании уверен, что действенность социальных инвестиций бизнеса определяется, прежде всего, эффективностью его взаимодействия с некоммерческим сектором и органами власти. Только работа в этой связке сможет внести ощутимый вклад и в развитие инфраструктуры некоммерческого сектора, и в формирование новых возможностей и условий для комфортной жизни в регионах.

Несколько лет назад компания «Филип Моррис Интернэшнл» на глобальном уровне и в России, в частности, начала реализацию нового стратегического подхода к благотворительной деятельности ориентированного на долго­срочные проекты, на то, чтобы предоставлять людям возможность получать новые навыки и применять их для улучшения качества своей жизни.

«Реализуя свои благотворительные программы с авторитетными и обладающими высокой экспертизой некоммерческими организациями, мы обеспечиваем федеральный охват и администрирование программ. При этом мы обязательно учитываем регио­нальную специфику, взаимодействуем с локальными НКО, которые выступают в роли регио­нальных координаторов. — рассказал Дмитрий Шарков. — Наши благотворительные программы всегда актуальны с точки зрения соответствия потребностям локальных сообществ и дополняют усилия государства в создании условий для повышения качества жизни в этих сообществах. Ярким примером такого подхода является наша благотворительная программа «Статус: Онлайн» — курсы компьютерной и финансово-юридической грамотности для пожилых и людей с инвалидностью. Программу мы реализуем с 2013 года в партнерстве с Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ». Сегодня она охватывает 16 регионов России, включая Новосибирскую область. С 2013 по 2016 годы обучение прошли 26 тыс. человек в возрасте от 18 до 93 лет, в том числе в Новосибирске — более 2 600 человек. В рамках проекта в регионах было создано 12 стационарных и 27 передвижных компьютерных классов».

Представитель «Филип Моррис Интернэшнл» также добавил, что стратегия устойчивого развития компании ориентирована не только на решение важнейших вопросов, влияющих на уровень жизни общества в целом, но и на ответственное ведение бизнеса по отношению к потребителю.

«Самое важное, — продолжает Дмитрий Шарков, — это то, что центром наших усилий по устойчивому развитию являются инновационные продукты с потенциально пониженным риском. В конце прошлого года наша компания объявила о своей приверженности будущему без сигаретного дыма. Наша цель — полностью переключить совершеннолетних курильщиков, которые не отказываются от своей привычки, на инновационную продукцию с потенциально пониженным риском. Переход с сигарет на такую продукцию может быть менее вредным для здоровья, чем продолжение курения, и это было подтверждено комплексными медико-биологическими исследованиями. В этом направлении усилия нашей компании дополняют государственные меры по пропаганде полного отказа от табакокурения».

 28-02.jpg

Социальное партнерство как тренд будущего

С тем, что будущее — за социальным партнерством, согласна и Марина Мокина, регио­нальный руководитель направления внешних и внутренних коммуникаций Урал, Сибирь и Дальний Восток компании Coca-Cola, много лет успешно работающей в России и Сибири в частности.

«С 2015 года каждая компания-производитель России обязана утилизировать упаковку, выпущенную ею на рынок или платить экологический сбор. Мы для себя выбрали путь расширенной ответственности производителя, заботящегося о правильной утилизации отходов. Отсюда и родился проект по раздельному сбору мусора «Разделяй с нами», который мы разрабатываем вместе с некоммерческим партнерством компанией «Эра». Инфраструктурная часть проекта — это расстановка контейнеров, про­светительская часть — это обучение населения раздельному сбору мусора и отходов. И в той, и другой части реализации нам могла бы помочь власть — в части инфраструктуры мы, к сожалению, пока не можем прийти к пониманию с мусоропереработчиками: не все соответствуют тем стандартам, которые мы предъявляем, а в части просвещения хотелось бы получить поддержку в продвижении экологических уроков».

Представитель компании-производителя напитков пояснила, что Система Coca-Cola в России придерживается политики ответственного маркетинга и не планирует, чтобы имя компании звучало в учебных заведениях даже в связи с экологическим просветительским проектом. Однако компании важно продвигать свой проект, и она ищет способы рассказать о существовании своей программы и уроков по раздельному сбору мусора педагогам и ученикам. Помочь в этом могут некоммерческие партнерства, заинтересованные в экологическом образовании и регио­нальные министерства природы и образования — рекомендациями или совместными мероприятиями.

«Я не приверженец насаждения уроков, их нельзя спустить директивно, но найти путь информирования школ хотелось бы вместе с властями и общественностью», — говорит Марина Мокина.

По мнению Юрия Марченко, обеспечение инфраструктуры раздельного сбора мусора — мероприятие очень затратное. И если компания пошла по этому ответственному и сложному пути, то следует включать мотивационную составляющую, например, как это было раньше при сборе макулатуры: сдал 5 кг — получи книжку.

Впрочем, решений может быть много. И зачастую сложность в их реализации заключается в том, что возможные заинтересованные стороны просто не знают друг о друге.

«Мы всегда готовы взаимодействовать с бизнесом, но хотелось бы говорить о поддержке не разовых проектов, а долгосрочных системных программ, — высказал свою позицию Владимир Державец, заместитель руководителя департамента культуры, спорта, молодежной политики мэрии Новосибирска. — Все планы департаментов в открытом доступе, и компании всегда могут найти направления, не противоречащие их внутренней стратегии, и прийти к нам. Общими усилиями мы могли бы сдвинуть какие-то проблемы».

«Я не разделяю термин «социальное партнерство» в отношениях учреждений социальной сферы и бизнеса. Это просто партнерство, где у каждой стороны должен быть свой интерес и свой вклад. У наших учреждений это своя (и немалая) аудитория, творческие ресурсы, собственные площади для мероприятий, — делится соображениями Евгений Сазонов, заместитель министра культуры Новосибирской области. — Можно отталкиваться от единичных проектов сотрудничества, но в идеале это должно быть долговременное стратегическое партнерство. Совсем неразвитая история у нас — участие бизнеса в попечительских советах. Между тем, это мог бы быть плодотворный формат системного взаимодействия предпринимательства с нашими театрами, музеями, библиотеками и другими учреждениями».

 «Налицо информационный дефицит. Вроде бы сегодня в век информации все в доступе и открыто размещаются планы — как компаний, так и государственных органов власти, а получается, что момент встречи, презентацию возможностей еще нужно организовать», — отмечает Юрий Марченко.

Участники встречи констатировали факт, что государственные структуры тоже скованы регламентом по ряду направлений, и у чиновников не всегда есть возможность оценить перспективы реализации совместных с компаниями проектов, если это не входит в их прямые обязанности. Поэтому идея привлекать на помощь некоммерческие организации, которые могут служить связующим звеном между бизнесом и государством, стратегически верна.

Представители областных и муниципальных министерств, принявшие участие в круглом столе, отметили, что все компании, рассказавшие о своих социальных программах, имеют долгосрочную стратегию и готовы поддерживать соответствующие направления развития в регионе. А значит, дело за малым — сделать так, чтобы целевые программы, разрабатываемые в городе и области, учитывали желание и возможности бизнеса и вовремя выходили с ними на связь.